К основному контенту

Что значит - "ходить козырем"



Бытует выражение - "ходит козырем", "козыряет". Выражение имеет, как правило, два оттенка. Так можно назвать  как осанистого человека так и  зазнайку. Откуда пошло такое выражение?

На Руси козырем называли стоячий четырехугольный, усыпанный камнями воротник. Иметь такой воротник могли только очень богатые люди. Носить такой воротник, не поднимая высоко подбородок, было невозможно.

И в давние времена, и в наше время выражение "ходить козырем" употребляется (употреблялось) по отношению к важному, осанистому человеку, выступающему уверенной поступью; или к важничающему без особой причины. Слово "козырять" было и есть синонимом слова "важничать". Бытовало и выражение "спать под козырем", надо полагать, в среде бояр - главных обладателей такого воротника, - это означало подчинение. 


____________


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадет

Четвероногий грибник. Светлый и печальный рассказ

В начале зимы, выходя из дома, я встретил на лестнице маленького щенка. Прижавшись к крыльцу, он дрожал всем телом, поджимал от холода то одну, то другую лапку и тоненько повизгивал. Я взял щенка и принес его на кухню. где накормил его и обогрел. Затем, открыв дверь подполья, пустил собачку туда. Подполье нагревалось печкой и освещалось электричеством; в зимнее время в нем помещались куры. Собачке, видимо понравилась ее новая "квартира". Она вела себя там смирно, не скулила. Лишь изредка подавала о себе знать негромким лаем. Пищу получала в одно  время с курами и жила с ними в ладу. При моем появлении щенок поспешно бросался ко мне, радостно прыгал. ластился, лизал мои руки, выражая этим благодарность. Все больше привыкал к своему питомцу и я. Наступил апрель, повеяло теплом. Еще в марте прилетели грачи, вскоре в садах запели скворцы, в полях - жаворонки. Настало время освободить щенка из неволи, выпустить из подвала. В один из выходных дней я перенес его в дровяной сара

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

Владимир Иванов. Самая дорогая роль

(продолжение)        Глава 19.        Через некоторое время после возвращения из Краснодона в Москву Герасимов приступил к съемкам фильма непосредственно в павильонах студии имени Горького.         Но в свободное время (когда, к примеру, на студии строились декорации) съемочный коллектив продолжал играть спектакль "Молодая гвардия" на сцене Театра киноактера. Кадр из фильма.         Я знал, что в ближайшее время на студии будет построена декорация Краснодонской тюрьмы - точный макет той, какая действительно существовала в Краснодоне в период оккупации. В этой декорации мне и моим товарищам предстояло сыграть одну из ответственных сцен в фильме, сцену "допроса", или, как ее еще называли, "очная ставка", когда гитлеровцы допрашивают Олега Кошевого и других членов штаба.        Я придавал особое значение этой сцене. Она являлась одним из кульминационных взлетов в драматургическом сюжете.        Ожидание съемок посеяло в мою душу боязнь, а точнее, неу

Мошка остается в живых

А.Батуев    ...Даже те, кто искренне любит животных, часто оказываются в роли их врагов. Каждое лето сердобольные люди, найдя где-нибудь в парке или в лесу птенцов-слетков, пытаются им помочь. С их точки зрения, раз птенчик потерял своих родителей, его надо спасать любой ценой. И вот, не замечая тревожных голосов, следящих за "операцией" родителей, они ловят птенца и несут его домой. А дальше финал один - птенец погибает.    Вспоминается такой случай. Поздно вечером мне звонят мои друзья. Их соседи принесли птенца. Иду. Молодая девушка, инженер-химик, пожалела дрозденка, "потерявшего родителей", и привезла его домой. Передо мной в коробочке сидит слеток серой мухоловки. "Зачем вы его взяли?" - невольно вырывается у меня. Но девушка даже не подозревает своего невежества и с достоинством говорит: "Я отдаю его вам только потому, что завтра уезжаю в командировку, а то бы я сама его выкормила, я уже сварила ему манную кашу!" Завязывая коробочку с

Семен Коган. Стихи. Тропинка-торопинка

« Государственная Третьяковская галерея. И.И.Левитан (1860-1900). Осень. 1890-е годы. » на Яндекс.Фотках Семен Коган ТРОПИНКА - ТОРОПИНКА Торопи меня, Тропинка, Торопи, То травинкой, То тростинкой Тереби, Помани меня, Тропинка, Топольком, То былинкой, То рябинкой, То пеньком. Ты петляешь - То на горку, То с горы. У костра, Смотри, Тропинка, Не сгори. Вот нырнула Прямо в речку На бегу - Я тебя Постерегу На берегу, И пока Не искупаешься В реке, Буду Хвостик твой Держать В своей Руке. Я тропинку- Торопинку Тороплю, Я ведь сам Неторопливых Не терплю!

А. Рыжиков. Рассказ "Надежный друг"

Всем известно, как сообразительны собаки, как они преданы своему хозяину. Прошло несколько лет после случайной гибели моего помощника по сбору грибов, Майки, но и сейчас я часто вспоминаю четвероногого друга, не раз выручавшего меня из трудного положения. Как-то летом я пошел в заболоченные леса Шатурского района, прослышав о богатом урожае лесной малины и черной смородины. Майку я не взял с собой: грибы еще не появлялись, а находить ягоды она не умела. С утра было тепло, но с половины дня на чистом небе появились сплошные облака и закрыли солнце. Они не рассеивались весь день, затрудняя ориентировку. Добравшись до леса, я скоро набрел на ягодные места. Ягод было много, особенно черной смородины. Зайдешь в иное торфяное болотце, поросшее ивняком и багульником, и не знаешь, с какого куста собирать: куда ни глянешь, везде сплошными гирляндами висят крупные кисти черной смородины на согнувшихся под их тяжестью ветках Занявшись сбором ягод, я забыл обо всем остальном. Уже начинало

Поэты Пушкинской эпохи

  Прекрасное пособие для школьников.   Комплект  открыток "Поэты Пушкинской эпохи". "Данный комплект открыток является первым выпуском , посвященным русским поэтам XIX века". Художник Ю.В.Иванов. Автор вступительной статьи С.И.Бэлза. Автор аннотаций М.Л.Рыжкова. Ред. О.Ф.Иващенко. Литер.ред.Л.А.Трепцова. Изд."Изобразительное искусство". Москва. 1986г.      Есть поэты, чьи имена стали не только гордостью, но символом национальной культуры. Для итальянцев это Данте, для англичан - Шекспир, для немцев - Гете, для русских - Пушкин. В прошлом целые эпохи назывались обычно по имени правивших монархов. Ныне человечество вносит коррективы в хронологию, для которой в качестве ориентиров все чаще избираются ярчайшие светочи разума, властители дум, а не коронованные особы. Существовала дантовская эпоха в Италии, были времена "царя драматических поэтов" Шекспира в Англии и была пушкинская пора в России.    Пушкин - начало всех начал русской х

Русский изобретатель Владимир Барановский

Историческая повесть Илья Миксон    Владимир Барановский трагически погиб в 1879 году при испытании снарядов нового образца. Ему было  всего 32 года...    Имя Владимира Барановского, одного из замечательных русских изобретателей, основоположника современной скорострельной артиллерии, к сожалению, мало известно широкому читателю.    Писатель Илья Миксон собирал в различных архивах страны материалы о  Владимире Барановском и его отце - Степане Ивановиче, общественном деятеле и изобретателе. В документальной повести "Владимир Барановский" рассказывается о короткой, но яркой жизни выдающегося новатора, о его творческой целеустремленности и драматических поисках нового.  (Ред.)                                      Глава 1 ОТЕЦ И СЫН 1. Воздушка    Н а Марсовом поле в разгаре народное гуляние. Масленица. Сотни флагов, тысячи разноцветных фонариков гирляндами окружили карусели и павильоны. На помостах - гимнасты и вольтижеры.  В балаганах театральные представл

Ливень в лесу. Заметки о природе

С раннего утра я бродил по лесу. И хотя была уже вторая половина дня, я совсем не устал и расположение духа было отличное. Так уж ведется у охотников, грибников и ягодников: при удаче они никакой усталости не чувствуют, день им кажется коротким, а при неудаче они бывают скучные, недовольные. С утра стояла тихая, ясная погода. Чем ближе к полудню, тем сильнее припекало солнце. Казалось, весь день простоит погожим. До березовой сечи, куда я направлялся, оставалось 2-3 километра. От жары в лесу сделалось, как в комнате, душно. Солнечные лучи, пробиваясь сквозь густые кроны деревьев, сушили лесную траву, цветы, листья. Даже тень не спасала... Совсем неожиданно в западной стороне послышался раскат грома. Не успел он заглохнуть, как откуда-то с юга грохнул другой, более сильный удар. Выйдя на полянку, я увидел большую темную тучу, плывущую с запада. Другая туча шла с юга, наперерез первой. Их изредка освещали молнии. Расстояние между тучами быстро сокращалось. Я, торопясь, пошел и