Эно Рауд
Глава из книги-сказки
Об авторе и книге:
Книги Эно Рауда (1928-1996) очень популярны среди эстонской детворы. И не только эстонской. Их читают дети всей нашей страны и за рубежом. особенно любима детьми его сказка о накситралльчиках - трех крохотных человечках, верных дружбе и мечте. За эту книгу имя Эно Рауда было занесено в созданный в Дании Международный почетный список Ганса Христиана Андерсена.
Накситралльчиков зовут Муфта, Полботинка и Моховая Борода. Муфта - мечтатель и поэт. Полботинка получил свое имя за отрезанные носы ботинок - он обожает шевелить пальцами. У Моховой Бороды борода из самого настоящего мха, он очень любит природу и спит только под открытым небом.
|
Судя по разным датам книга не один раз переиздавалась, а написана еще в первой половине ХХ века; этот отрывок опубликован в журнале "Работница" в 1979 году.
Читаем ниже главу из книги "И снова Муфта, Полботинка и Моховая Борода".
НЕЖДАННАЯ ГОСТЬЯ
Коротко о прежних приключениях накситралльчиков. Путешествуя втроем, они попадают в город, наводненный кошками, и решают избавить жителей от этой напасти. Им удается заманить кошек на необитаемый остров. Но город подвергается жестокому нападению крыс. И снова на помощь приходят накситралльчики. Благодарности жителей нет конца. накситралльчиков награждают медалями, у них берут автографы, их кормят пирожными. В конце концов Муфта, Полботинка и Моховая Борода начинают понимать, что у популярности есть и обратная сторона. И решают укрыться в гостинице...
Двухкомнатный номер "люкс" полностью оправдывал свое название. Здесь и правда было две комнаты, а также всяческая роскошь, например, графин, который Полботинка тотчас же опустошил.
- Все лучше, чем просто вода, - победоносно заявил он, хотя на самом-то деле это и была просто вода.
Моховая Борода подошел к большому зеркалу в золоченой раме и принялся расчесывать всклокоченную бороду. А Муфта обрадовался, увидев на стене большую картину, на которой были изображены три медвежонка, играющие в лесу.
- Три медведя! - воскликнул он. - Представьте себе, три медведя сразу!
- На то и номер "люкс", - важно объяснил Полботинка.
- Как жаль, что мне в свое время не удалось выучиться на художника, - вздохнул Муфта. - Так здорово было бы нарисовать медведей или каких-нибудь других зверей.
- Учиться никогда не поздно, - сказал Моховая Борода.
- Начинать надо со зверей попроще, - поддержал мысль Моховой Бороды Полботинка. - Ну, например, с дождевых червей.
Но Муфта безнадежно махнул рукой.
- Да перестаньте вы! Для меня время учебы давно прошло, и не стоит меня утешать. - И он громко всхлипнул.
Тут Полботинка подошел к Муфте и дружески похлопал его по плечу.
- Не огорчайся, дружище, - сказал он бодро. - Художника из тебя не получилось, это верно, но зато ведь ты настоящий поэт. И если захочешь, можешь языком поэзии воспеть как дождевого червяка, так и медведя.
- Это верно, - Муфта повеселел. - Честно говоря, я об этом совсем забыл. Но, с другой стороны, и стихи не принесли мне особой славы.
- Да оставь, наконец, разговоры о славе, милый Муфта! - рассердился Моховая Борода. - Эта слава поджимает нас со всех сторон. Одно утешение, что хотя бы здесь, в номере "люкс", можно от нее отдохнуть.
Едва Моховая Борода успел это сказать, как на письменном столе резко зазвонил телефон. Это было настолько неожиданно, что накситралльчики вздрогнули.
- Вот тебе раз! - проворчал Полботинка. - Звенит, как колокольчик у козы на шее.
- Не будем снимать трубку, - сказал Моховая Борода. - Ничего хорошего из этого не выйдет.
- Шесть... семь... - считал Полботинка телефонные звонки.
- Кто бы это мог нам звонить? - удивлялся Муфта.
- Тринадцать... четырнадцать... - продолжал считать Полботинка.
Звонивший проявлял упорство.
- Может, ошиблись номером? - выразил надежду Муфта.
На это Моховая Борода только пожал плечами.
И тут вдруг у накситраллей не выдержали нервы. Почти разом они протянули руки к телефону. Полботинка оказался проворнее всех.
- Алло!
- Алло-о! - произнес нежный женский голос, настолько громко, что Муфта и Моховая Борода тоже услышали его. - Это комната накситраллей?
- Не комната, а двухкомнатный номер "люкс" с тремя медведями, - важно ответил Полботинка. - Откуда говорят?
- Я говорю отсюда, снизу, из холла гостиницы, - сказала незнакомка. - Дело в том, что мне обязательно, непременно и причем сейчас же необходимо встретиться с вами.
- По какому вопросу? - Полботинка пытался сохранить официальный тон.
- По очень важному, - прозвучало в ответ.
Полботинка растерянно посмотрел на друзей, которые были не менее обескуражены.
- Кто это? - прошептал Моховая Борода.
И Полботинка тут же, но далеко не шепотом сказал это в трубку:
- А кто вы, собственно, такая? - этот вопрос прозвучал не особенно вежливо, но незнакомка, казалось, ничуть не обиделась.
- Я сейчас поднимусь к вам, - сказала она, - тогда вы и увидите.
...Через несколько минут в дверь постучали.
- Войдите! - крикнул Полботинка.
Незнакомка вошла в комнату. Это была дама средних лет, хорошо одетая и явно следившая за своей внешностью. У нее было приятное лицо, и оно, пожалуй, было бы еще приятнее, если б не слишком ярко накрашенные губы. В ушах тонко звенели золотые серьги, а пальцы были унизаны кольцами...
- Здравствуйте, мои маленькие друзья, - сказала незнакомка, любезно улыбаясь. - Я увидела у подъезда гостиницы вашу машину и, конечно, сразу догадалась, где вас искать.
В ответ на неуклюжее приглашение Муфты она села в кресло, некоторое время разглядывая трех медведей и, наконец, сказала с оттенком грусти:
- Если хотите знать правду, то я одинокий человек.
- О-о! - сочувственно воскликнул Муфта. - Я тоже был одинок и прекрасно знаю, как это омрачает душу. Скажите, вы пишете себе письма?
Дама отрицательно покачала головой.
- Нет, - сказала она. - В принципе я, конечно, не отрицаю писания писем, но давайте будем откровенны. Это все-таки подходит школьникам и писателям. К тому же буквы в конце концов всего только мертвые знаки. Я же тоскую по живому слову. Мне нужна беседа, мои милые, и, по правде сказать, именно поэтому я сюда пришла.
- Ах, значит, вы пришли просто побеседовать? - удивился Моховая Борода.
- Ну, не только, - продолжала дама. - Если быть откровенной до конца, то я пришла сюда в надежде найти постоянного собеседника. У меня долго была собачка, но недавно она угасла от старости. И вот я решила посмотреть, может быть, кто-нибудь из вас сможет заменить мне ее.
- Заменить собаку?.. - в замешательстве пробормотал Моховая Борода.
- Вот именно, - лукаво улыбнулась дама.
В комнате стало очень тихо.
- Извините, - обратился к даме Муфта. - Но каким образом собачка могла быть вашим собеседником? Ведь собаки вообще не умеют разговаривать!
- Вы слишком односторонне понимаете беседу, мой милый. Собеседник совсем не должен беспрерывно говорить. Куда важнее уметь слушать. А это моя собачка делала совершенно очаровательно.
Наступившее молчание снова прервала дама:
- У меня приличные жилищные условия. И, конечно же, я беру на себя полное обеспечение.
Сказав это, дама окинула накситраллей очень внимательным взглядом.
- Борода подошел бы больше всех, - заявила она наконец.
- Как? - вздрогнул Моховая Борода. - Вы меня имеете в виду?
- Вот именно, - кивнула дама. - Вы к тому же весьма декоративны. Как живая ваза!
- Но извините! - воскликнул Моховая Борода. - Несмотря на все, я ведь все-таки...
- Понимаю, понимаю, - прервала его дама. - Вы - накситралль, не так ли? Именно поэтому я и хочу, чтобы вы были у меня. Потому что, видите ли, есть люди, которые держат собаку или кошку, попугая или черепаху, хомяка или морскую свинку. но я еще никогда не слышала, чтобы у кого-нибудь был настоящий накситралль. Таким образом, держать накситралля было бы достаточно оригинально, вы не находите?
Моховая Борода мучительно искал какой-нибудь веский довод, чтобы дама наконец оставила его в покое. Но ему, как назло, ничего не приходило на ум. И тут вместо него вдруг заговорил Муфта.
- От одиночества обычно бывает бессонница, - сказал он. - Я думаю, что и у вас бывают бессонные ночи, поскольку человек вы одинокий, как сами изволили заметить ранее.
- Это правда, - призналась дама.
- Вот видите, - продолжал Муфта. - Однако дело в том, что Моховая Борода спит только на открытом воздухе. Таким образом, по ночам вам не удалось бы с ним беседовать...
Полботинка сразу сообразил, куда клонит Муфта, и вдохновенно добавил:
- Даже здесь, в номере "люкс", Моховая Борода не может сомкнуть глаз и уходит спать во двор.
- Ах. неужели? - Дама удивленно подняла брови. - Странная привычка. Но ведь от каждой привычки можно освободиться.
Тем временем Моховая Борода уже собрался с силами.
- Я ни за что на свете не брошу своих друзей! - заявил он решительно. - Мы трое неразлучны и всегда разделяем друг с другом как радость, так и беду.
- Прекрасно сказано! - заметил Муфта и смахнул набежавшую слезу.
Полботинка тоже был растроган твердостью Моховой Бороды.
- Наш славный Моховая Борода по-настоящему верный друг, - сказал он и добавил, обращаясь к даме: - Так что вам все-таки придется обзавестись новой собачкой...
Дама явно обиделась.
- Вы, молодой человек, не вздумайте меня поучать. Лучше уж шевелите пальцами, чем языком...
- Пожалуйста извините, - поспешил Муфта успокоить даму. - Я уверен, что Полботинка совсем не хотел сказать что-нибудь плохое. Я, например, с огромным удовольствием нарисовал бы для вас морского льва. Но, к сожалению, мне не удалось выучиться на художника...
Разумные слова Муфты возымели действие.
- Мечты никогда не приносят вреда, - уже совсем ласково ответила дама. - Мечты совершенно необходимы, особенно одиноким людям.
Затем она встала с кресла, поправила перед зеркалом прическу и тихо сказала:
- Ну, я пошла. До свидания, мои милые.
- До свидания, - хором ответили накситралли.
Дверь открылась и закрылась. Дамы больше не было. Накситралли молчали. И тут вдруг снова зазвонил телефон.
Полботинка взял трубку.
- Это комната накситраллей? - спросил незнакомый женский голос.
- Это - жилище мечты, - ответил Полботинка и положил трубку.
Перевел с эстонского Л. Вайно
Ист. журнал "Работница"
1979
Комментарии
Отправить комментарий