К основному контенту

Разные дамские мелочи в эпоху модерна на рубеже XIX - XX веков

Художник Владимир Первунинский. 


Элегантный наряд дамы Прекрасной эпохи, раз­умеется, дополнялся подобающими аксессуарами, особенно для вечернего выхода. Дамы высшего света обычно но­сили немного украшений, часто ограничиваясь длинной ниткой жемчуга, но в торжественных слу­чаях, конечно, не упускали воз­можности блеснуть чем-нибудь действительно впечатляющим. 

В эпоху ар-нуво, одного из на­правлений модерна, заявившего о себе в первую очередь в декора­тивно-прикладном искусстве, кра­савицам было из чего выбирать: многие прославленные мастера ювелирного дела разрабатывали новые техники, создавая украшения, которые завораживали изы­сканностью линий и тонкостью исполнения. Да и сами платья порой казались драгоценностями — благодаря отделке стеклярусом, бисером, стразами, изящному кру­жеву и переливающимся тканям.

В то же время наряду с не­обыкновенно красивыми веща­ми, поражающими воображе­ние, гораздо большим спросом пользовались предметы пусть и неказистые, зато практичные, помогающие в работе и в быту. Изобретатели придумывали их сотнями, и многими полезными мелочами той эпохи мы пользуем­ся до сих пор.




ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ


Украшения работы Рене Лалика, одного из знаменитейших ювелиров эпохи модерна, как нельзя лучше подходили для особых случаев. Как и многие другие французские мастера, Лалик создавал необычные формы и фантазийные образы, используя типичные для модерна мифологические мотивы, изображая русалок и прочих диковинных существ.

Явное влияние на его искусство оказала и японская художественная традиция. Лалик прославился своими маленькими шедеврами с цветными камнями, эмалями, янтарем, слоновой костью, черепаховым панцирем, перламутром. Особенно ему удавались колористические эксперименты, позволявшие изделию менять цвет в зависимости от освещения.


Портрет театральной исполнительницы Стеллы Гастелле. Между 1895 и 1900 годами. Фотографы У. и Д. Дауни. 


БУТОНЬЕРКИ


Пособия по хорошему тону рекомендовали дамам на летней прогулке держать в руках букет ароматных цветов, а на вечерних приемах — прикалывать к груди небольшой букетик. 

Живыми цветами украшали себя и мужчины: в театрах и в иной торжественной обстановке они нередко щеголяли с цветком в петлице — это могла быть орхидея, фиалка, белая гардения. 

В России прикалывать цветы к одежде считалось манерой не совсем мужской, но, например, в Англии этот обычай был очень распространен. Многие джентльмены не покидали дома, не украсив наряд бутоньеркой.



ПЕНСНЕ


У аристократок в течение всего XIX столетия любовью пользовался лорнет — порой не столько как помощник при близорукости, сколько как изысканный аксессуар, говорящий о богатстве и вкусе владелицы. 


Дама с лорнетом. Открытка.


Но в конце века все более распространенными становятся очки и пенсне. Пенсне держались на переносице с помощью зажима, о чем и говорит их название (pince-nez, от французских слов «защемить» и «нос»). Стекла пенсне были чаще всего овальные, в тонкой металлической или черепаховой оправе, а иногда и вовсе без нее. 

Худ. Джузеппе Томинца. Графиня Сесилия д'Ауэрсперг с пенсне. 1822.


К оправе прикреплялось колечко, позволяющее брать пенсне рукой, и в это же колечко продевались шнурок или цепочка, закреплявшиеся на ухе или лацкане пиджака. Для дальнозорких людей делались пенсне с серповидными стеклами. Носили их в мягких кожаных футлярах, внутри обтянутых замшей.




ВЕЕР


В Прекрасную эпоху дамские веера тоже переживали свой последний взлет. В домашней обстановке они уже не использовались, но в театрах и на балах по-прежнему оставались привычным аксессуаром. Однако по мере распространения электрического освещения, не дававшего жара, как свечи и газовые рожки, необходимость обмахиваться веером постепенно сошла на нет. (Впрочем, в летнюю жару на дачах были очень востребованы китайские бумажные веера.) Пока же модницы небрежно играли роскошным аксессуаром, возродив даже галантную азбуку вееров XVIII века. 


Худ. Сью Хэлстенберг.


Этот предмет на рубеже XIX-XX столетий зачастую превращался в настоящее произведение искусства. Особенно модными были веера из пышных страусовых перьев, добавлявших еще один «волнующийся» штрих в образ томной Прекрасной Дамы.


Художник Харрисон Фишер  (1875 - 1934)


АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ НЮАНС


Люди высшего круга в любое время года не выходили на улицу без перчаток. Мужчины в форме носили замшевые перчатки, в штатском — лайковые. Женские перчатки делались из тех же материалов, но могли быть и вязаными из фильдекоса или кружевными. 

Существовал целый ряд правил этикета, посвященных этому аксессуару. На балы и приемы дамам предписывалось надевать длинные, выше локтя, белые шелковые или лайковые перчатки — танцевать без них считалось «в высшей степени неприличным». 

Придя куда-нибудь с визитом, женщины не снимали перчаток и обнажали руки только за обеденным столом, перед тем как развернуть свою салфетку. 

Перчатки полагалось снимать и для игры в карты. Натягивать на руки лайковые перчатки было не таким уж легким делом, и заниматься этим публично правила хорошего топа категорически не дозволяли.


* * *

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

Писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк - "певец Урала" (1852 - 1912)

   В поселке Висимо-Шайтанского завода, входившего в Нижнетагильский заводской округ, родился писатель-реалист Д. Н. Мамин (1852 - 1912), писавший под псевдонимом Д. Сибиряк.     Мамин-Сибиряк любил Урал, хорошо знал его. В его наследии очерки и рассказы, посвященные платиновым приискам Висима, золотым приискам Невьянска, Березовска, заводским делам Тагила, Кушвы, камнерезному искусству мраморских горщиков, чусовским сплавщикам. Ему принадлежат также статьи об историческом прошлом Урала, в которых наряду с научными данными писатель использует историческую память народа.    В его "Уральских рассказах" и романах "Приваловские миллионы", "Горное гнездо", "Три конца", "Золото", "Хлеб" читатели открывали для себя Урал со своеобразием жизненных типажей, порождаемых особенностями быта горных заводов, золотых приисков, хлебного Приуралья. Главной темой социальных романов Мамина-Сибиряка было развитие капиталистических отнош

Константин Ваншенкин. МАЛЬЧИШКА

Инне Он был грозою нашего района, Мальчишка из соседнего двора, И на него с опаской, но влюблено Окрестная смотрела детвора. Александр Айвазов - Лилии Она к нему пристрастие имела, Поскольку он командовал везде, А плоский камень так бросал умело, Что тот, как мячик, прыгал по воде. В дождливую и ясную погоду Он шел к пруду, бесстрашный, как всегда, И посторонним не было прохода, Едва он появлялся у пруда. В сопровожденье преданных матросов, Коварный, как пиратский адмирал, Мальчишек бил, девчат таскал за косы И чистые тетрадки отбирал. В густом саду устраивал засады, Играя там с ребятами в войну. И как-то раз увидел он из сада Девчонку незнакомую одну. Забор вкруг сада был довольно ветхий - Любой мальчишка в дырки проходил,- Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки И девочке дорогу преградил. Она пред ним в нарядном платье белом Стояла на весеннем ветерке С коричневым клеенчатым портфелем И маленькой чернильницей в руке. Сейчас мелькнут разбросанные книжки - Не зря ж его боятся, ка

Развитие экслибрисного жанра.

   Экслибрис занял в советской графике заметное место. Как самостоятельное произведение графического искусства он все чаще появляется на больших художественных выставках... Советская общественность знакомилась с достижениями как советских, так и зарубежных мастеров книжного знака...    Работы советских графиков - экслибрисистов  стали все чаще появляться на зарубежных выставках  в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР и других странах. Экслибрис оказался средством интернационального культурного общения художников, искусствоведов и зрителей, стал одним из элементов творческих связей советских и зарубежных графиков. Роль экслибриса в развитии этих связей станет особенно ясной, если принять во внимание, что в книжных знаках Е.Голяковского, А.Калашникова, Н.Калиты, К.Козловского и других можно отметить оригинальное творческое осмысление образов и символики зарубежной, чаще всего польской, чешской, словацкой или болгарской истории и действительности. Иные из них являются даже репликами на твор

Русские пословицы и поговорки о временах года

Худ. Ю. Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Я нварь - году начало, зиме середка. Холоден и студен первенец года. Январь - коренной месяц - царь морозов, корень зимы, ее государь. Январь - вершина зимы и ее макушка. Январь - весне дедушка. Январь гонит стужу за семь верст. Январь все праздники увел. Январь на пороге - прибыло дня на куриный шаг. Ф евраль вьюговей - месяц лютый, спрашивает: как обуты? Февраль - дедушка апреля. Вьюги да метели под февраль налетели. Прольет мороз маслица на дороги - пора зиме убирать ноги. Кончается февраль-недотрога - семена ближе к порогу, скоро сев. Худ. И. И. Ендогуров. Начало весны. М арт морозом на нос садится. В марте с крыш капает, а за нос мороз еще крепко цапает. В марте сверху печет, снизу студит. С марта весна открывается. Март-марток велит надевать двое порток. Март грачей пригнал. В марте мороз скрипуч, да не жгуч. Март - месяц воробьиных дуэлей, синичкиных песен. Худ. П. А. Брюллов. Весна. А прель зиму в мо

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадет