С. Плошинский. Христос Воскресе! Открытка. 1916.
На Руси всегда торжественно и радостно отмечали все большие церковные праздники, в т.ч. Пасху. Главным праздником на Руси была Пасха, которая приходилась на весну. День этот каждый год бывает в разное время, но всегда в апреле - мае. Главным атрибутом праздника стало красное крашеное яйцо. Яйцо для русских людей было символом жизни, рождения и возрождения. Именно яйцо, считали тогда, содержит в себе жизнь и воссоздает ее; из него появляется все живое.
Слева: Пасхальное яйцо с крестом и орнаментом. По эскизу А. Каминского. Конец 19 века. Фарфор, надглазурная роспись.
Справа: Пасхальное яйцо с изображением Сергия Радонежского. По эскизу О. Чиракова. Конец 19 века. Фарфор, надглазурная роспись.
К Пасхе начинали готовиться с четверга: всей семьей красили и расписывали яйца, обычно по две-три сотни. В пятницу с утра готовили "пасху": творог со сметаной, с ванилью, цукатами и изюмом закладывали в специальные формы в виде небольшой пирамиды и сверху клали что-нибудь тяжелое, чтобы отжать лишнюю влагу.
Б. М. Кустодиев. Христосование. 1916.
В два часа начиналась служба в церквах – вынос плащаницы. Все шли на молебен и слушали его с благоговением. После службы обнимались и трижды целовались. Вернувшись домой, спешили поставить тесто для куличей – цилиндрических, очень сдобных хлебов с изюмом. Пекли их в субботу утром. Потом, завернув вместе с крашеными яйцами в белую салфетку, несли в церковь окроплять святой водой.
Великая Княгиня О. А. Романова. Пасхальный натюрморт 1930.
С появлением первой звезды на небе оканчивался наконец Великий пост, длившийся семь недель. Сначала ели кулич, пасху, яйца, а потом уже приступали к окороку, запеченному целиком в тесте, и к другим яствам. В 12 часов ночи над Кремлем взлетала яркая ракета, и тут же с главной городской колокольни – Ивана Великого – раздавался первый удар самого большого колокола.
А. Нивинский. Меню пасхального обеда 11 апреля 1900. Бумага, печать, парча.
Глубокий гудящий звук летел над городом. К нему присоединялся перезвон всех московских церквей, от которого начинал дрожать воздух. Все вокруг представало радостным и поэтичным.
Источник: Картины русского быта. Ю. М. Овсянников
Комментарии
Отправить комментарий