К основному контенту

Уход за книгами в домашней библиотеке

Е. В. Шумакова.  Натюрморт с книгами.

Чтение – любимый вид досуга очень многих людей, независимо от возраста и профессии. Немалое удовлетворение дает и комплектование личной библиотеки, систематизация книг и уход за ними.

Желательно уже с детства, как только ребенок научился читать, завести для него отдельную полку для книг или небольшой книжный шкаф. Это не только приучит к порядку, но поможет полюбить книги, бережно обращаться с ними.

Даже для самой скромной домашней библиотеки нужен каталог, куда регулярно записывают каждую вновь приобретенную книгу. Книги лучше хранить по разделам – по тематике. Сейчас  можно без труда найти компьютерную программу базы данных, которую можно использовать для книжного каталога.

Если учет домашней библиотеки уже ведется на карточках, и изменять заведенный порядок не планируется, просто отметим, что на каждую книгу предпочтительно вести карточку в двух экзеплярах: один – по алфавиту авторов, другой – по тематике.  

Карточку можно сделать из плотной бумаги, записать текст: автор, название, год издания и пр. На обороте отмечается, кому дана книга для прочтения. Хранить карточки рекомендуется в отдельном ящике. Бережное обращение с книгой, заботливый уход надолго сохраняют ее. 

Малейшее повреждение книги лучше ликвидировать сразу. 

ВЫПАВШУЮ СТРАНИЦУ, например, нетрудно вклеить. Для этого внутренний край страницы смазывают тонким узким слоем клейстера (клейким раствором на мучной или крахмальной основе, инструкцию по изготовлению которого нетрудно найти в интернете) и аккуратно закладывают ее на место, следя за тем, чтобы она пришлась точно по обрезу книги. Затем на книгу кладут какую-нибудь тяжесть и оставляют в таком виде на час-другой. 

РАЗОРВАННУЮ СТРАНИЦУ можно склеить при помощи клейстера узкой полоской тонкой прозрачной бумаги, чтобы текст или рисунок, попавший на место склейки, оставался виден. Для прочности полезно, кроме тонкой бумаги подклеить поврежденное место на полях еще и полоской более плотной бумаги.

Если у книги ОТОРВАН УГОЛОК, нужно вырезать недостающую часть из подходящей по плотности и цвету бумаги и подклеить так, чтобы выровнять страницу по другим листам.

Канцелярским клеем пользоваться нельзя: он оставляет на страницах пятна и разрушает бумагу. 

Кадр из комедии Эльдара Рязанова "Девушка без адреса". Зоя Федорова. Светлана Карпинская.  


ПЫЛЬ наносит книгам большой вред. Поэтому, кроме занавешивания или остекления полок, следует поплотнее устанавливать книги на полках.

Время от времени полезно очищать книги от пыли пылесосом.  Он удаляет пыль как из книг, так и с полок.  

В старых книгах предлагается  следующий "генеральный" способ. Все книги примерно раз в месяц вынуть из шкафа, протереть тряпкой, увлажненной 2-3-процентным раствором формалина (в аптеке обычно продается 10-процентный раствор, поэтому его придется разбавлять). Тряпка должна быть отжата, чтобы влвга не оставила следов на переплетах. Если книги сильно запылены, пыль надо снимать особенно осторожно.

Очень вредит книгам СЫРОСТЬ. На них появляется плесень. При первых же, самых незначительных признаках плесени книгу надо хорошенько просушить, проветрить, а затем протереть заплесневевшие места 2-3-процентным раствором формалина. 

Стирать плесень тряпкой не следует, это не удаляет плесени, а лишь втирает ее в бумагу. Пятна от плесени уничтожают так: аккуратно смазав пятна перекисью водорода, кладут между очищаемой страницей и последующей лист плотной белой бумаги, оставляют на некоторое время, а затем удаляют излишек пропускной бумагой. Такое смачивание иногда приходится проделывать несколько раз, после чего пятно обычно исчезает, и прежний цвет бумаги восстанавливается. И все же самое главное – предотвратить появление плесени. 

ЖИРНЫЕ ПЯТНА на страницах книги, если они свежие, можно удалить, проглаживая их негорячим утюгом через папиросную бумагу. Если это не поможет, пятна можно присыпать сухим просеянным мелом или мелким порошком белой глины, покрыть белой бумагой и прогревать утюгом.

Жировые и масляные пятна на полях страниц удаляются такими растворителями, как четырех-хлористый углерод или бензин, либо кашицей из мела, замешанного на растворителе. Кашицу наносят на пятно, дают ей высохнуть и затем осторожно счищают.

ЧЕРНИЛЬНЫЕ ПЯТНА выводят лимонным соком или лимонной, а также щавелевой кислотой, разбавленной денатурированным спиртом (1 часть щавелевой кислоты на 4 части спирта). Для уничтожения наиболее стойких пятен можно применять гидросульфат.

РЖАВЫЕ ПЯТНА также выводят щавелевой или лимонной кислотой.

На страницах книги могут оставаться СЛЕДЫ ОТ ПАЛЬЦЕВ или легкие карандашные пометки. То и другое легко удалить, слегка протирая бумагу свежим белым хлебом. Кусочки хлеба надо почаще менять, тогда пятно исчезнет быстрее. Так же поступают и при чистке чертежных листов.

Отрицательно влияет на сохранность книги яркое СОЛНЦЕ и даже электрическое освещение: листы книги пересыхают, а переплет выцветает. Книги лучше держать подальше от света.

Кожаные переплеты книг можно освежить, протерев их шерстяной тряпочкой, смоченной во взбитом яичном белке.

* * *

Комментарии

Популярные сообщения

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: е...

И. Вергасов. Сибирячка. Отрывок из романа "Начало"

  ...Ангара выбросила на берег троих плотовозов. Самого высокого, молодого взял к себе папаня Ульяны. Лежал незнакомец в теплой каморке с маленьким оконцем чуть ли не у самого потолка. В середине дня солнечный свет пучком падал на его густые каштановые волосы, на высокое чело, освещая серые болезненные глаза. Ульяна кормила его с ложечки, поила парным молоком. Он с детской простотой открывал рот, послушно пил. Ночами метался на лежанке, стонал. Девичье сердце готово было разорваться от жалости  и боли. Из Даурии приехал его отец, Матвей Иванович, человек небольшого роста, с шустрыми и всевидящими глазами. Вместе с ним и выхаживали Николая.    Матвей Иванович ее ни о  чем не спрашивал, долго и молчаливо изучал. Лишь когда Николай смог самостоятельно сидеть на лежанке, ни с того ни с сего спросил:    - Детушка, ты при женихе аль вовсе никого у тебя?    Растерялась, зарделась, смяла уголок передника.    - Ясно и понятно. П...

Так говорили наши предки. Устаревшие слова

Великоросы. Худ. А. Докучаев Так говорили наши предки. Значения многих слов нам сегодня совсем непонятны, в большинстве своем они ушли из нашего словаря безвозвратно, потому что ушла надобность их применения. Но часть из них мы по-прежнему используем, значение некоторых из них изменилось. Поскольку в списке приведено немало слов кулинарной тематики, одновременно с разъяснениями значений устаревших слов можно познакомиться с кулинарными рецептами некоторых старинных блюд. При этом следует отметить, что многие из них нам вполне знакомы, хотя и претерпели изменения за прошедшее время. А А л м а н а х и - астрологические сборники для гадания по движению звезд и по знакам зодиака. А р а к а - пшеничная водка. А р г а м а к - восточный породистый конь, скакун: на свадьбе - конь под седлом, а не в упряжке. А р ш и н - мера длины, равная приблизительно 71 см. Бытовая сценка. Худ. Н. В. Неврев Б Б е л ь можайская - древнерусский сорт наливных яблочек. Б л и н ч а т ы й пирог - н...

Лучший певец среди птиц, стоивший целого купеческого состояния

Соловья считают лучшим певцом среди птиц. Он относится к отряду воробьиных, и поэтому его в шутку называют воробьем, закончившим консерваторию. (Соловей принадлежит к семейству дроздовых, так что он родственник и дрозда). Соловей размером чуть больше воробья. Его длина — семнадцать-девятнадцать сантиметров; длина хвоста — семь сантиметров; размах крыльев — двадцать пять сантиметров. Соловей имеет невзрачную, буро-серую окраску, нижняя часть тела — желто-серая. Глаза у него красновато-карие или черные. Это красивая птичка, держится он уверенно, гордо задирая вверх свой хвостик. Соловей прилетает поздно — в конце апреля, в первой половине мая. Считается, что соловей появляется после того, как сойдет талая вода, одновременно с массовым распусканием почек на деревьях и на кустарниках, ко времени цветения крыжовника. Первыми прилетают самцы. Самочки летят следом за ними, дня через три-четыре. Как только они прилетают, можно услышать призывные звуки соловья: "так-так" и его ...

"Глазки неизвестной Анюты". Мифы и легенды

Худ. Лена Лю (Lena Y. Liu). Анютины глазки. Жила-была некогда в Германии женщи­на, и было у нее четыре дочери: две род­ные, две падчерицы. Как водится в сказ­ках, мачеха любила и лелеяла родных дочерей, а бедные падчерицы и одева­лись бедно, и ели не досыта, и ра­ботали не покладая рук. Тер­пели падчерицы, терпели да и возроптали: нет сил так жить! Взмолились они Богу: лучше смерть, чем вечные издева­тельства и обиды! Гос­подь сказал «Винова­ты мачеха и сестры, они обижали дево­чек. Виноваты и падчерицы, они возжела­ли смерти, а это грех, надо терпеть послан­ное Богом».  И превра­тил всю семью в цветок. Нижний, самый большой и яркий лепес­ток — это нарядная мачеха, два боковых — это ее род­ные дочки в богатых нарядах. А пара верхних, самых неярких и мелких — это падчерицы. В первом варианте цветок был «вверх ногами» — мачеха и дочки вверху, падчерицы внизу. Но Бог по­смотрел на цветок и решил: «Это не­справедливо. Падчерицы при жизни были внизу, так хоть теперь вознесу их над мачех...