ПРИЗНАНИЕ НАРОДА
"Тихое озеро". Чувство покоя, ни с чем не сравнимой светлой радости, которую доставляет общение с природой, испытываешь, глядя на это удивительно гармоничное полотно...
В 1912 году Рылов пишет большую картину "Лебеди над Камой". Тему, которую художник будет разрабатывать в течение многих лет.
Над бурной, рыжей водой, на фоне покрытого тучами неба летят могучие белые птицы. Мучительно и долго работал художник над картиной, пока лебеди не устремили в неведомую даль свой полет.
Еще в 1910 году появились в произведениях Рылова и любезные его сердцу чайки. Они продолжают появляться периодически в течение двух десятилетий. То в "Тревожной ночи" 1917 года, то в "Тихом вечере" 1918-го.
К тому же времени относится и одно из центральных полотен рыловского творчества.
"В голубом просторе". Картине суждено стать произведением, выражающим эпоху. Мажорное звучание этой голубой симфонии, свежесть ветра и необычайная прозрачность воздуха, а главное – чувство беспредельной свободы. Все это является верным ощущением свершившегося великого переворота в истории нашей планеты. Ощущением новой жизни, полета в безграничную высь синего неба, романтического, почти сказочного повествования.
Чтоб острее почувствовать силу мечты художника, следует напомнить, что, когда стояла на мольбертах эта картина, в Петрограде был голод. В нетопленной мастерской застывала вода. Он одевался, как полярник, во все теплое. Старый холостяк, всю жизнь кочевавший по разным квартирам, в то время он жил совершенно одиноко в большой мастерской на 4-й линии Васильевского острова. Взбирался по крутой лестнице с заиндевелыми стенами к себе на четвертый этаж, замерзшими руками открывал квартиру, в которой было немногим теплее, чем на улице, и, наверное, сам с удивлением смотрел на мажорно звучащую голубую симфонию, на царственных, ослепительной белизны птиц, устремившихся в беспредельную синь неба, на скалы, освещенные холодными лучами северного солнца.
Суть дела, конечно, не в передаче солнечного света, не в скалах, написанных с большой убедительностью, не в беспредельности морского простора и стремительного полета птиц. Нет! Суть дела в духовной полноте настроения, в той радости светлой, которая, подобно музыке Моцарта, наполняет душу...
В двадцатые годы Рылов больше работает над натурными этюдами, однако они приобретают несколько иной характер, чем раньше. Скорее это небольшого размера картины со своим настроением, интересной композицией и живописным решением. Вспомним хотя бы "Полевую рябину", "Устье реки Орлинки", "Красные слуды", "Зеленое кружево" и многие другие.
Излюбленным становится контражурное освещение с изумрудными, голубыми, даже ультрамариновыми тенями. Чувствуется, что художник ищет покоя, что он счастлив в общении с природой. Наиболее значительным произведением этого периода можно считать картину "Лесная река" 1929 года. Упрощенные формы и декоративность цветового решения становятся в этой вещи доминирующими. Появляются старые любимицы – белочки, веселые, милые зверьки.
Начало тридцатых годов ознаменовано в истории нашего искусства крутым поворотом в сторону реализма. Восстановлением на новой, реалистической основе художественной школы. Увлеченный новыми перспективами, чувствуя внимание к своему творчеству, Рылов начинает вновь работать над большими тематическими картинами. Наряду с целым рядом прекрасных этюдов, где влюбленный в природу художник по-прежнему лиричен и светел, он пишет такие вещи, как "Трактор на лесных работах".
В зимний сказочный берендеевский лес пришел человек с машиной. Этот скрежещущий стальными челюстями механизм взрывает девственную тишину леса, он вторгается в мир солнца и белых, ослепительных снегов. Его движения неотвратимы, как движения жизни к новым горизонтам с новыми песнями.
1934 год принес художнику большую радость. Устраивается его персональная выставка. Сначала в Ленинграде, затем в Москве, встреченная с большим энтузиазмом зрителями.
Одна из наиболее значительных картин выставки – "Ленин в Разливе". Взволнованность, тревога, напряженность момента чувствуются и в пейзаже и в динамичной фигуре вождя. Тревожные облака несутся с запада, полыхают огнем просветы, ветер гнет деревья, и, как бы противостоя этой тревоге красок неба, этой покорности деревьев, человек устремился вперед, навстречу ветру, навстречу неизвестному будущему с твердой решимостью победить во имя дела, которому отдана жизнь.
Борис Щербаков. "Огонек" 1970
Комментарии
Отправить комментарий