К основному контенту

Худ. А. А. Рылов (1870–1939), "искренний и правдивый истолкователь природы" (ч. I)


А. А. Рылов. В лесу. 1905

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток.

(А. С. Пушкин)

Борис Щербаков

УЧИТЕЛЬ

Далекое лето 1927 года. Близ сельца Ям-Тесова на берегу реки Оредежь стоит хутор. Это невдалеке от Ленинграда, в сторону Луги. В один из ясных, солнечных вечеров всей семьей спускаемся  к берегу встречать маленький плоскодонный катерок – "самовар", как его здесь называют. На нем должен прибыть к нам дорогой гость Аркадий Александрович Рылов. 

"Самовар" пристает прямо к берегу. Переброшен маленький трап, и все мы, встретив гостя, поднимаемся по узенькой тропинке на крутой берег, где стоит наш дом. Аркадий Александрович – старый холостяк, и он бывает рад временами сменить свое одиночество на жизнь у дружеского семейного очага.


А. А. Рылов. Автопортрет с белочкой. 


Все, кто знал его, не могут забыть добрую, приветливую улыбку и лучистые, сохранившие голубизну глаза. За полтора месяца пребывания на хуторе  Аркадий Александрович написал немало этюдов, а впоследствии и небольшую картину "Красные слуды". Так местные жители называли  обрывистые берега Оредежи с выступающим по откосам красным песчаником со слюдяными блестками.

Мне тогда было 11 лет, но я уж не первый год писал и ходил на этюды с Рыловым, чему отец придавал серьезное значение.


А.А. Рылова Домик с красной крышей. 1933


"Надо учиться видеть красоту кругом себя, – говорил Аркадий Александрович, – в переливах красок, в разнообразии форм, в пятнах света и тени. Этому должен учить художник-пейзажист, в этом его призвание и долг.

В том, что не так просто видеть красоту, я имел возможность убедиться тут же. Однажды Аркадий Александрович показал нам этюд с красным обрывистым берегом, с рекой и лугами, залитыми солнцем. На меня это полотно произвело сильное впечатление, что я тотчас схватил свой этюдник и побежал на берег, чтобы с этого же места написать самому. Меня сопровождал хозяйский сын  Павел, который пас коров неподалеку и видел, где сидел художник.

Мы пришли на место. Паша говорит: "Вот здесь". Я смотрю и не вижу эффектного мотива, так покорившего меня в этюде мастера. 

"Не может быть", – думаю я озадаченный, хотя Павел указывает мне даже следы от ножек этюдника.

Я еще не видел красоты.

Через год Аркадий Александрович решил расстаться со своей квартирой на 4-й линии Васильевского острова, несмотря на то, что там была прекрасная большая мастерская. Трудно стало топить печи в зимнюю стужу, да и подниматься по крутой лестнице на 4  этаж уж тоже нелегко. Он принял предложение доктора А. Я. Штеренберга, известного в то время мецената, переехать к нему в большую, благоустроенную квартиру на Конюшенной, а моему отцу предложил поселиться в своей.


А. Рылов. Рябь. 1901


В мастерской осталось чучело  летящей чайки, сохранявшееся многие годы как реликвия, на стене висела большая картина "Рябь", приобретенная отцом, и этюд к ней да подаренный автором пейзаж из Ям-Тесова с обрывистым красным берегом.

При мысли, что  когда-то в этой мастерской создавались такие картины, как "Лебеди над Камой", "В голубом просторе", "Чайки. Тихий вечер", трепет охватывал меня.


А. Рылов. Чайки. 1910


Аркадий Александрович частенько заглядывал на старую квартиру, приносил мне свои этюды для копирования, просматривал летние работы. Иногда ставил несложные натюрморты, проводя свой педагогический принцип: задачи ставить несложные, а требования предъявлять высокие.


А. Рылов. На страже. 1931


Многие его указания запомнились на всю жизнь. Бывал я у него и на Конюшенной в сравнительно небольшой, тесно заставленной комнате, где на мольбертах в разные годы стояли новые картины – "На страже", "Трактор на лесных работах" и другие полотна. На боковой стене в центре висела картина "Тихое озеро", а на столе лежали сотни этюдов, аккуратно сложенные в высокие кипы почти одного формата.

Просмотр этих этюдов доставлял огромное наслаждение. В них художник был удивительно искренним и правдивым истолкователем природы. 

К моменту поступления в Академию художеств, как мне казалось, я освоил строго разработанный Аркадием Александровичем метод.


Борис Валентинович Щербаков (1916–1995), советский художник (автор статьи)


"Он был основан на строгом рисунке и возможно более точных цветовых отношениях. Подражая учителю я предпочитал выбирать контражурные мотивы, злоупотребляя изумрудной зеленью и ультрамарином.

Как-то, будучи в Ленинграде, я попал на выставку рыловских пейзажей. Были выставлены главным образом этюды. И вновь я испытал знакомое ощущение свежести и бодрости – запахло хвоей, заблестело летнее солнце.

Я вышел из музея с очищенной душой..."

Борис Щербаков. "Огонек" 1970


Комментарии

Популярные сообщения

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: е...

Изысканный стиль в женской моде в Belle Èpogue на рубеже XIX и ХХ веков

    Белый танец. Худ. Ж. Ави. 1903. Прекрасная эпоха (Belle Èpogue) благоволила прекрасным дамам. Стиль модерн с его мягкими, плавными линиями подчеркивал соблазнительные изгибы женской фигуры и при этом оказался достаточно разнообразен, чтобы предоставить красавицам полную свободу для самовыражения. К тому же благодаря техническому прогрессу арсенал модельеров пополнился новыми тканями и отделками.  Июньский номер модного парижского журнала Un Chic Parisien 1909 года рекомендовал читательницам выбирать шляпы, декорированные розами. Женскую одежду шили из мягких, струящихся вариаций шелка: крепдешина, шифона, тафты, а также создающих мягкие складки репса и бархата. Невесомые пайетки и бисер заменили популярную в XIX веке отделку с использованием тяжелых драгоценных камней и самоцветов, лишний блеск приглушался тюлем и шифоном. Важная особенность нарядов той эпохи – многослойность и комбинация нескольких видов декора... Воланы, вышивка, аппликация, тяжелые ткани типа парчи...

Иосиф Дик. Детский рассказ "Про Вову Тарелкина" и его злоключения

Жил-был в одной школе Вова Тарелкин. В общем, это был неплохой мальчишка, однако и не совсем хороший. Дело в том, что Вова страшно любил ругаться. И ругался он через каждое слово. Такие слова, как "псих ненормальный", "дурошлеп", "индюк", летали вокруг Вовы, как осы, и очень больно жалили его друзей. А на днях к Вовиному языку прикрепилось новое словечко: "черт". Бабушка не раз говорила: "И что ты, Вовка, болтаешь!  Знай: ведь мягкое слово кость ломает, твердое - гнев возбуждает!"  Но Вова на эти уговоры не обращал никакого внимания. И вот однажды вечером бабушка постелила внуку постель и велела сейчас же ложиться. А Вова Сказал: - А ну ее к черту, эту кровать!  Все спать, спать, а когда же телевизор смотреть? - Всему свое время, - ответила бабушка. - А вот будешь черта поминать, он возьмет к тебе и явится. Хлопот тогда не оберешься! Но, забравшись в кровать, Вова только расхохотался. - Эх ты, бабка, бабка...  темнота! - сказ...

И. Вергасов. Сибирячка. Отрывок из романа "Начало"

  ...Ангара выбросила на берег троих плотовозов. Самого высокого, молодого взял к себе папаня Ульяны. Лежал незнакомец в теплой каморке с маленьким оконцем чуть ли не у самого потолка. В середине дня солнечный свет пучком падал на его густые каштановые волосы, на высокое чело, освещая серые болезненные глаза. Ульяна кормила его с ложечки, поила парным молоком. Он с детской простотой открывал рот, послушно пил. Ночами метался на лежанке, стонал. Девичье сердце готово было разорваться от жалости  и боли. Из Даурии приехал его отец, Матвей Иванович, человек небольшого роста, с шустрыми и всевидящими глазами. Вместе с ним и выхаживали Николая.    Матвей Иванович ее ни о  чем не спрашивал, долго и молчаливо изучал. Лишь когда Николай смог самостоятельно сидеть на лежанке, ни с того ни с сего спросил:    - Детушка, ты при женихе аль вовсе никого у тебя?    Растерялась, зарделась, смяла уголок передника.    - Ясно и понятно. П...

Достопримечательности Москвы в рисунках художника А. Салтанова. 1985 год

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Создан в 1818 году по проекту скульптора Ивана Мартоса. Москва. Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.  Скульптор С.М.Орлов, архитекторы А.И.Антропов и Н.Л.Штамм. Олимпийский Мишка - символ Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Памятник "Рабочий и колхозница", павильон, ВДНХ. Скульптор Вера Мухина. Памятник Владимиру Маяковскому на площади Маяковского в Москве.  Открытие состоялось 29.06.1958 года. ДАЛЬШЕ смотреть и слушать фото, рисунки, советские песни о Москве