К основному контенту

Начало советской парфюмерии. Девушка Дуня Уварова и два француза

Бывшая прославленная фабрика Брокара, по выражению работницы картонажного цеха Евдокии Уваровой, "перешла в собственность всего народа". Такая же участь постигла и фабрику Альфонса Ралле.

В марте 1919 года советское правительство переехало в Москву.  Шла Гражданская война, которая завершилась разгромом армии генерала Врангеля в Крыму в ноябре 1920 года. На протяжении двух лет разрухи и Гражданской войны фабрики вырабатывали только мыло для красноармейцев. Но возродить парфюмерную промышленность в том виде, в каком она существовала до революции, оказалось уже невозможным. Многие хозяева уехали, здания были или разрушены, или перепрофилированы. В 1920 году на заседании Совнаркома под председательством Ленина рассматривался вопрос о ликвидации парфюмерной фабрики Брокара, на этом настаивали многие члены Совета народных комиссаров.

Флаконы из-под одеколонов "Тройной" и "Жасмин русский" от ТЭЖЭ. 1920-е.

Упаковка мыла "Нера" от ТЭЖЭ.

Председателя фабрично-заводского комитета Дуню Уварову рабочие уговорили поехать к Ленину. Сырье и оборудование рабочие охраняли все годы войны. Но правительству потребовалось здание фабрики для "Гознака". Будущее парфюмерной промышленности в России решили четыре человека: бойкая Дуня Уварова, председатель  "Центрожира" В. Таратута, некий Маркузо - главный инженер "Центрожира" - и Ленин. Глава Совнаркома принял всех, выслушал просьбу сохранить одну из лучших в Европе фабрик. Через неделю Дуня Уварова выступала на заседании Совнаркома. И хотя фабрику решено было сохранить, на деле с ней пришлось расстаться.

Рекламный плакат ТЭЖЭ. 1920-е.

Из Петрограда необходимо было перевести в Москву Монетный двор, и другого подходящего здания, кроме фабрики Брокара, не отыскали. Но рабочим деваться было некуда - требовалось хотя бы восстановить соседнее здание, относившееся до революции к обойной фабрике Сладкова. Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) выделил средства и инженера. На год (1920-1921) Дуню даже назначили директором, но времена стали быстро меняться.

В 1921 году был создан Союзный трест высшей парфюмерии, жировой, мыловаренной и синтетической продукции ("Жиркость"). В него вошли: завод № 1 "Стеол", завод № 2 "Красный мыловар", завод № 3 маслобойный, завод № 4 (бывший Ралле, бывший мыловаренный, а затем получивший название "Свобода"), завод № 5 (с 1925 года - "Новая заря"), завод № 6 "Клейутиль". Всего рабочих на этих предприятиях было 3561 человек. При этом перед революцией только у Брокара трудилось около 2 тыс. рабочих и служащих. парфюмерная отрасль России сократилась приблизительно в 10-15 раз. Вот какие сведения приводит  коллекционер и писатель  Вениамин Кожаринов: "В начале ХХ века на парфюмерно-косметическом рынке доминировали около 80 иностранных компаний...  Им противостояли  30 российских фирм, не считая совсем мелких". 

Флаконы  из-под продукции ТЭЖЭ (уксусная эссенция "Центросоюз", духи "Камелия", 

пробник духов "Манон"). 1920-1930-е.

Между 1925 и 1937 гг. трестом "Жиркость" заправляла Полина Жемчужина (жена Вячеслава Молотова - члена правительства). До нее "Жиркостью" руководил некий Норкин. Все это были непрофессиональные, случайные люди, но сама жизнь, здравый смысл изменили и отношение к парфюмерии, и ассортимент производимых изделий. Появились выдвиженцы "из простых", которые стремились постичь профессию парфюмера. Впервые старые, оставшиеся в Москве "носы" (специалисты по созданию парфюмерных композиций) начали привлекаться на советскую службу и обучать новых специалистов. Так вошел в историю  советской парфюмерии выдающийся московский француз Август Ипполитович Мишель. 

Август Мишель стал известен тем, кто интересуется отечественной историей. Молчание наконец-то прервано и часть истины восстановлена. Доподлинно известно, что Мишель был потомком француза, приехавшего в Россию из Нормандии в XVIII веке. 

А. И. Мишель (в центре) со своими учениками А. В. Погудкиным и П. В. Ивановым. 1928-1929.

Духи "Любимый букет императрицы". Предполож. 1904.

Именно Август Мишель  создал лучшие в России духи, являющиеся символом русско-французской парфюмерии - "Красную Москву". Есть еще один московский француз, сотворивший другой легендарный аромат. Но духи эти, навеянные русской северной природой, были произведены во Франции. Это "Шанель № 5", а парфюмера звали  Эрнест Эдуардович Бо. Как И Мишель, он в свое время служил у Ралле.

Э. Э. Бо. Фото ок. 1903-1905.

В 1965 году по случаю 100-летия фабрики "Новая заря" состоялись отраслевые торжества, но Августа Мишеля ни разу не вспомнили добрым словом. В воспоминаниях его самого успешного ученика Павла Иванова описаны кое-какие подробности обучения у маэстро, и представляют большой интерес.Также пишет о нем журналист  М. Лоскутов, бравший у него интервью в 1930-х гг.

 

"Шанель № 5". Постер Энди Уорхола. Середина 1980-х.

Статья Лоскутова отчасти проясняет вопрос о том, почему великий парфюмер после всех исторических потрясений остался в России. Лоскутов пишет, что Мишель сначала потерял свой французский паспорт, потом долго не мог его восстановить, а когда все уладилось, почему-то не уехал (возможно, по семейным обстоятельствам) или паспорт у него украли. Жил Мишель вроде бы в Марьиной Роще.

Советский парфюмер Елизавета Чебышева рассказывала, что в 1970-х годах на фабрике говорили, будто во время войны Мишель с семьей находился в эвакуации то ли в Свердловске, то ли в Ташкенте. Председатель Союза  французских переселенцев  В. Егоров-Федосов предполагает, что Мишель мог сменить свою французскую фамилию на славянскую. Во всяком случае, все поиски его потомков никаких результатов не дали. Поистине "судьба загадочна, жизнь бренна, слава непостоянна"...

М. С. Колева

"Советский стиль. Парфюмерия и косметика"


Комментарии

Популярные сообщения

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: е...

И. Вергасов. Сибирячка. Отрывок из романа "Начало"

  ...Ангара выбросила на берег троих плотовозов. Самого высокого, молодого взял к себе папаня Ульяны. Лежал незнакомец в теплой каморке с маленьким оконцем чуть ли не у самого потолка. В середине дня солнечный свет пучком падал на его густые каштановые волосы, на высокое чело, освещая серые болезненные глаза. Ульяна кормила его с ложечки, поила парным молоком. Он с детской простотой открывал рот, послушно пил. Ночами метался на лежанке, стонал. Девичье сердце готово было разорваться от жалости  и боли. Из Даурии приехал его отец, Матвей Иванович, человек небольшого роста, с шустрыми и всевидящими глазами. Вместе с ним и выхаживали Николая.    Матвей Иванович ее ни о  чем не спрашивал, долго и молчаливо изучал. Лишь когда Николай смог самостоятельно сидеть на лежанке, ни с того ни с сего спросил:    - Детушка, ты при женихе аль вовсе никого у тебя?    Растерялась, зарделась, смяла уголок передника.    - Ясно и понятно. П...

Так говорили наши предки. Устаревшие слова

Великоросы. Худ. А. Докучаев Так говорили наши предки. Значения многих слов нам сегодня совсем непонятны, в большинстве своем они ушли из нашего словаря безвозвратно, потому что ушла надобность их применения. Но часть из них мы по-прежнему используем, значение некоторых из них изменилось. Поскольку в списке приведено немало слов кулинарной тематики, одновременно с разъяснениями значений устаревших слов можно познакомиться с кулинарными рецептами некоторых старинных блюд. При этом следует отметить, что многие из них нам вполне знакомы, хотя и претерпели изменения за прошедшее время. А А л м а н а х и - астрологические сборники для гадания по движению звезд и по знакам зодиака. А р а к а - пшеничная водка. А р г а м а к - восточный породистый конь, скакун: на свадьбе - конь под седлом, а не в упряжке. А р ш и н - мера длины, равная приблизительно 71 см. Бытовая сценка. Худ. Н. В. Неврев Б Б е л ь можайская - древнерусский сорт наливных яблочек. Б л и н ч а т ы й пирог - н...

Лучший певец среди птиц, стоивший целого купеческого состояния

Соловья считают лучшим певцом среди птиц. Он относится к отряду воробьиных, и поэтому его в шутку называют воробьем, закончившим консерваторию. (Соловей принадлежит к семейству дроздовых, так что он родственник и дрозда). Соловей размером чуть больше воробья. Его длина — семнадцать-девятнадцать сантиметров; длина хвоста — семь сантиметров; размах крыльев — двадцать пять сантиметров. Соловей имеет невзрачную, буро-серую окраску, нижняя часть тела — желто-серая. Глаза у него красновато-карие или черные. Это красивая птичка, держится он уверенно, гордо задирая вверх свой хвостик. Соловей прилетает поздно — в конце апреля, в первой половине мая. Считается, что соловей появляется после того, как сойдет талая вода, одновременно с массовым распусканием почек на деревьях и на кустарниках, ко времени цветения крыжовника. Первыми прилетают самцы. Самочки летят следом за ними, дня через три-четыре. Как только они прилетают, можно услышать призывные звуки соловья: "так-так" и его ...

"Глазки неизвестной Анюты". Мифы и легенды

Худ. Лена Лю (Lena Y. Liu). Анютины глазки. Жила-была некогда в Германии женщи­на, и было у нее четыре дочери: две род­ные, две падчерицы. Как водится в сказ­ках, мачеха любила и лелеяла родных дочерей, а бедные падчерицы и одева­лись бедно, и ели не досыта, и ра­ботали не покладая рук. Тер­пели падчерицы, терпели да и возроптали: нет сил так жить! Взмолились они Богу: лучше смерть, чем вечные издева­тельства и обиды! Гос­подь сказал «Винова­ты мачеха и сестры, они обижали дево­чек. Виноваты и падчерицы, они возжела­ли смерти, а это грех, надо терпеть послан­ное Богом».  И превра­тил всю семью в цветок. Нижний, самый большой и яркий лепес­ток — это нарядная мачеха, два боковых — это ее род­ные дочки в богатых нарядах. А пара верхних, самых неярких и мелких — это падчерицы. В первом варианте цветок был «вверх ногами» — мачеха и дочки вверху, падчерицы внизу. Но Бог по­смотрел на цветок и решил: «Это не­справедливо. Падчерицы при жизни были внизу, так хоть теперь вознесу их над мачех...