К основному контенту

Начало советской парфюмерии. Девушка Дуня Уварова и два француза

Бывшая прославленная фабрика Брокара, по выражению работницы картонажного цеха Евдокии Уваровой, "перешла в собственность всего народа". Такая же участь постигла и фабрику Альфонса Ралле.

В марте 1919 года советское правительство переехало в Москву.  Шла Гражданская война, которая завершилась разгромом армии генерала Врангеля в Крыму в ноябре 1920 года. На протяжении двух лет разрухи и Гражданской войны фабрики вырабатывали только мыло для красноармейцев. Но возродить парфюмерную промышленность в том виде, в каком она существовала до революции, оказалось уже невозможным. Многие хозяева уехали, здания были или разрушены, или перепрофилированы. В 1920 году на заседании Совнаркома под председательством Ленина рассматривался вопрос о ликвидации парфюмерной фабрики Брокара, на этом настаивали многие члены Совета народных комиссаров.

Флаконы из-под одеколонов "Тройной" и "Жасмин русский" от ТЭЖЭ. 1920-е.

Упаковка мыла "Нера" от ТЭЖЭ.

Председателя фабрично-заводского комитета Дуню Уварову рабочие уговорили поехать к Ленину. Сырье и оборудование рабочие охраняли все годы войны. Но правительству потребовалось здание фабрики для "Гознака". Будущее парфюмерной промышленности в России решили четыре человека: бойкая Дуня Уварова, председатель  "Центрожира" В. Таратута, некий Маркузо - главный инженер "Центрожира" - и Ленин. Глава Совнаркома принял всех, выслушал просьбу сохранить одну из лучших в Европе фабрик. Через неделю Дуня Уварова выступала на заседании Совнаркома. И хотя фабрику решено было сохранить, на деле с ней пришлось расстаться.

Рекламный плакат ТЭЖЭ. 1920-е.

Из Петрограда необходимо было перевести в Москву Монетный двор, и другого подходящего здания, кроме фабрики Брокара, не отыскали. Но рабочим деваться было некуда - требовалось хотя бы восстановить соседнее здание, относившееся до революции к обойной фабрике Сладкова. Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) выделил средства и инженера. На год (1920-1921) Дуню даже назначили директором, но времена стали быстро меняться.

В 1921 году был создан Союзный трест высшей парфюмерии, жировой, мыловаренной и синтетической продукции ("Жиркость"). В него вошли: завод № 1 "Стеол", завод № 2 "Красный мыловар", завод № 3 маслобойный, завод № 4 (бывший Ралле, бывший мыловаренный, а затем получивший название "Свобода"), завод № 5 (с 1925 года - "Новая заря"), завод № 6 "Клейутиль". Всего рабочих на этих предприятиях было 3561 человек. При этом перед революцией только у Брокара трудилось около 2 тыс. рабочих и служащих. парфюмерная отрасль России сократилась приблизительно в 10-15 раз. Вот какие сведения приводит  коллекционер и писатель  Вениамин Кожаринов: "В начале ХХ века на парфюмерно-косметическом рынке доминировали около 80 иностранных компаний...  Им противостояли  30 российских фирм, не считая совсем мелких". 

Флаконы  из-под продукции ТЭЖЭ (уксусная эссенция "Центросоюз", духи "Камелия", 

пробник духов "Манон"). 1920-1930-е.

Между 1925 и 1937 гг. трестом "Жиркость" заправляла Полина Жемчужина (жена Вячеслава Молотова - члена правительства). До нее "Жиркостью" руководил некий Норкин. Все это были непрофессиональные, случайные люди, но сама жизнь, здравый смысл изменили и отношение к парфюмерии, и ассортимент производимых изделий. Появились выдвиженцы "из простых", которые стремились постичь профессию парфюмера. Впервые старые, оставшиеся в Москве "носы" (специалисты по созданию парфюмерных композиций) начали привлекаться на советскую службу и обучать новых специалистов. Так вошел в историю  советской парфюмерии выдающийся московский француз Август Ипполитович Мишель. 

Август Мишель стал известен тем, кто интересуется отечественной историей. Молчание наконец-то прервано и часть истины восстановлена. Доподлинно известно, что Мишель был потомком француза, приехавшего в Россию из Нормандии в XVIII веке. 

А. И. Мишель (в центре) со своими учениками А. В. Погудкиным и П. В. Ивановым. 1928-1929.

Духи "Любимый букет императрицы". Предполож. 1904.

Именно Август Мишель  создал лучшие в России духи, являющиеся символом русско-французской парфюмерии - "Красную Москву". Есть еще один московский француз, сотворивший другой легендарный аромат. Но духи эти, навеянные русской северной природой, были произведены во Франции. Это "Шанель № 5", а парфюмера звали  Эрнест Эдуардович Бо. Как И Мишель, он в свое время служил у Ралле.

Э. Э. Бо. Фото ок. 1903-1905.

В 1965 году по случаю 100-летия фабрики "Новая заря" состоялись отраслевые торжества, но Августа Мишеля ни разу не вспомнили добрым словом. В воспоминаниях его самого успешного ученика Павла Иванова описаны кое-какие подробности обучения у маэстро, и представляют большой интерес.Также пишет о нем журналист  М. Лоскутов, бравший у него интервью в 1930-х гг.

 

"Шанель № 5". Постер Энди Уорхола. Середина 1980-х.

Статья Лоскутова отчасти проясняет вопрос о том, почему великий парфюмер после всех исторических потрясений остался в России. Лоскутов пишет, что Мишель сначала потерял свой французский паспорт, потом долго не мог его восстановить, а когда все уладилось, почему-то не уехал (возможно, по семейным обстоятельствам) или паспорт у него украли. Жил Мишель вроде бы в Марьиной Роще.

Советский парфюмер Елизавета Чебышева рассказывала, что в 1970-х годах на фабрике говорили, будто во время войны Мишель с семьей находился в эвакуации то ли в Свердловске, то ли в Ташкенте. Председатель Союза  французских переселенцев  В. Егоров-Федосов предполагает, что Мишель мог сменить свою французскую фамилию на славянскую. Во всяком случае, все поиски его потомков никаких результатов не дали. Поистине "судьба загадочна, жизнь бренна, слава непостоянна"...

М. С. Колева

"Советский стиль. Парфюмерия и косметика"


Комментарии

Популярные сообщения

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: е...

Изысканный стиль в женской моде в Belle Èpogue на рубеже XIX и ХХ веков

    Белый танец. Худ. Ж. Ави. 1903. Прекрасная эпоха (Belle Èpogue) благоволила прекрасным дамам. Стиль модерн с его мягкими, плавными линиями подчеркивал соблазнительные изгибы женской фигуры и при этом оказался достаточно разнообразен, чтобы предоставить красавицам полную свободу для самовыражения. К тому же благодаря техническому прогрессу арсенал модельеров пополнился новыми тканями и отделками.  Июньский номер модного парижского журнала Un Chic Parisien 1909 года рекомендовал читательницам выбирать шляпы, декорированные розами. Женскую одежду шили из мягких, струящихся вариаций шелка: крепдешина, шифона, тафты, а также создающих мягкие складки репса и бархата. Невесомые пайетки и бисер заменили популярную в XIX веке отделку с использованием тяжелых драгоценных камней и самоцветов, лишний блеск приглушался тюлем и шифоном. Важная особенность нарядов той эпохи – многослойность и комбинация нескольких видов декора... Воланы, вышивка, аппликация, тяжелые ткани типа парчи...

Иосиф Дик. Детский рассказ "Про Вову Тарелкина" и его злоключения

Жил-был в одной школе Вова Тарелкин. В общем, это был неплохой мальчишка, однако и не совсем хороший. Дело в том, что Вова страшно любил ругаться. И ругался он через каждое слово. Такие слова, как "псих ненормальный", "дурошлеп", "индюк", летали вокруг Вовы, как осы, и очень больно жалили его друзей. А на днях к Вовиному языку прикрепилось новое словечко: "черт". Бабушка не раз говорила: "И что ты, Вовка, болтаешь!  Знай: ведь мягкое слово кость ломает, твердое - гнев возбуждает!"  Но Вова на эти уговоры не обращал никакого внимания. И вот однажды вечером бабушка постелила внуку постель и велела сейчас же ложиться. А Вова Сказал: - А ну ее к черту, эту кровать!  Все спать, спать, а когда же телевизор смотреть? - Всему свое время, - ответила бабушка. - А вот будешь черта поминать, он возьмет к тебе и явится. Хлопот тогда не оберешься! Но, забравшись в кровать, Вова только расхохотался. - Эх ты, бабка, бабка...  темнота! - сказ...

И. Вергасов. Сибирячка. Отрывок из романа "Начало"

  ...Ангара выбросила на берег троих плотовозов. Самого высокого, молодого взял к себе папаня Ульяны. Лежал незнакомец в теплой каморке с маленьким оконцем чуть ли не у самого потолка. В середине дня солнечный свет пучком падал на его густые каштановые волосы, на высокое чело, освещая серые болезненные глаза. Ульяна кормила его с ложечки, поила парным молоком. Он с детской простотой открывал рот, послушно пил. Ночами метался на лежанке, стонал. Девичье сердце готово было разорваться от жалости  и боли. Из Даурии приехал его отец, Матвей Иванович, человек небольшого роста, с шустрыми и всевидящими глазами. Вместе с ним и выхаживали Николая.    Матвей Иванович ее ни о  чем не спрашивал, долго и молчаливо изучал. Лишь когда Николай смог самостоятельно сидеть на лежанке, ни с того ни с сего спросил:    - Детушка, ты при женихе аль вовсе никого у тебя?    Растерялась, зарделась, смяла уголок передника.    - Ясно и понятно. П...

Достопримечательности Москвы в рисунках художника А. Салтанова. 1985 год

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Создан в 1818 году по проекту скульптора Ивана Мартоса. Москва. Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.  Скульптор С.М.Орлов, архитекторы А.И.Антропов и Н.Л.Штамм. Олимпийский Мишка - символ Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Памятник "Рабочий и колхозница", павильон, ВДНХ. Скульптор Вера Мухина. Памятник Владимиру Маяковскому на площади Маяковского в Москве.  Открытие состоялось 29.06.1958 года. ДАЛЬШЕ смотреть и слушать фото, рисунки, советские песни о Москве