К основному контенту

Брюс-чернокнижник - соратник Петра I

Яков Вилимович Брюс.
Портрет неизв. художника первой четверти XVIII в. 

Одаренный большими способностями, он хорошо знал свое дело и русскую землю, а неукоризненным ни в чем поведением он заслужил общую к себе любовь и уважение.
(Испанский посол де Лирша о Якове Брюсе)

Одним из соратников Петра I  был Яков Брюс  (1670-1735), человек энциклопедических знаний, имевший самые широкие научные интересы (об этом свидетельствуют его книги - по математике, физике, химии, астрономии, медицине, ботанике, истории, искусству и т.д.). Вместе с царем он учился за границей и в Англии встречался и беседовал с виликим Исааком Ньютоном. Он владел несколькими языками и имел богатейшую по тем временам библиотеку. Кроме того, Брюс был страстным коллекционером. Он собирал картины, коллекции древних монет и редких минералов, гербарии. Но предметом особой гордости Якова Вилимовича была домашняя кунсткамера - собрание различных раритетов и "курьезов".

Однако не этим и не многочисленными важными государственными делами, блестяще выполненными Брюсом, он запомнился народу. Иной образ Брюса - колдуна и чернокнижника - остался в памяти народной. Надо сказать, что сам Брюс давал повод для подобных подозрений.

Ф. Бенуа. Сухарева башня. 1846

В конце XVII столетия в Москве была выстроена Сухарева башня, в которой друг Петра Ф. Я. Лефорт собирал так называемое "Нептуново общество" для изучения магии и астрологии. В состав этого "кружка по интересам" кроме Лефорта входили еще восемь человек, среди них был и Петр I, и Меншиков, и, конечно же, Яков Брюс. После смерти Лефорта именно Брюс и возглавил  "Нептуново общество". Кроме того, на Сухаревой башне он занимался астрономическими наблюдениями.

Москвичи все чаще с суеверным страхом стали замечать, что ночной порой в верхних окнах Сухаревой башни таинственно мерцал свет. Неудивительно, что о Брюсе поползли самые фантастические легенды. Москвичи верили даже в то, что "будто у Брюса была такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано...  Книгу эту достать нельзя: она никому в руки не дается и находится в таинственной комнате. куда никто не решается войти" (П. И. Богатырев. Очерки "Московская старина").

Надо сказать, что после смерти Брюса чиновники, составлявшие опись его кабинета, действительно нашли там немало необычных книг, таких, как "Философия мистики" на немецком языке, "Небо новое" на русском языке. Нашли и совсем уж загадочную книгу, состоявшую из семи деревянных дощечек с вырезанным на них непонятным текстом.

В народе же говорили, что магическая книга Брюса (о которой шла речь выше) принадлежала некогда  премудрому царю Соломону. Опасаясь, что эта книга после его смерти попадет в чужие руки, Брюс якобы замуровал ее в стене Сухаревой башни. И именно могучим чарам Брюсовой книги приписали впоследствии разрушение башни.

 Смерть Брюса тоже поначалу приписывали его магическим экспериментам. А спустя некоторое время стали говорить, будто он не умер, а создал воздушный корабль и улетел на нем неведомо куда.

Не обошли вниманием такую легендарную фигуру и русские писатели. В повести В. Ф. Одоевского "Саламандра" и в незавершенном романе И. И. Лажечникова "Колдун на Сухаревой башне" Брюс предстает в образе мага и чернокнижника.

Как видите, все развивалось согласно  уже один раз хорошо опробованному сценарию (см. статью "Фауст"). И, как в случае с доктором Фаустом, здесь есть все основания утверждать , что реальный Яков Брюс во многом не соответствовал мифическому образу "чернокнижника Брюса".

То, что он проявлял интерес к тайноведению, не вызывает сомнений. Однако  не вполне известно как он подобные вещи оценивал. Современники, близко знакомые с ним, отмечали, что Яков Вилимович обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума.  Рассказывают, что он не верил ничему сверхъестественному. И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс "относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни..."
Так что вполне возможно, что "чернокнижник" Брюс был всего лишь обычным "книжником", изучавшим самые разнообразные науки.

И еще об одном заблуждении, связанным с именем Брюса. Его порой называют автором знаменитого "Брюсова календаря" (по нему можно было получить предсказание на любой день любого года). В действительности же составителем календаря был В. А. Киприанов, а Брюс, в ведении которого находилась Московская гражданская типография, только курировал его работу.

С. А. Мазуркевич
"Энциклопедия заблуждений"

Комментарии

Популярные сообщения

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: е...

Изысканный стиль в женской моде в Belle Èpogue на рубеже XIX и ХХ веков

    Белый танец. Худ. Ж. Ави. 1903. Прекрасная эпоха (Belle Èpogue) благоволила прекрасным дамам. Стиль модерн с его мягкими, плавными линиями подчеркивал соблазнительные изгибы женской фигуры и при этом оказался достаточно разнообразен, чтобы предоставить красавицам полную свободу для самовыражения. К тому же благодаря техническому прогрессу арсенал модельеров пополнился новыми тканями и отделками.  Июньский номер модного парижского журнала Un Chic Parisien 1909 года рекомендовал читательницам выбирать шляпы, декорированные розами. Женскую одежду шили из мягких, струящихся вариаций шелка: крепдешина, шифона, тафты, а также создающих мягкие складки репса и бархата. Невесомые пайетки и бисер заменили популярную в XIX веке отделку с использованием тяжелых драгоценных камней и самоцветов, лишний блеск приглушался тюлем и шифоном. Важная особенность нарядов той эпохи – многослойность и комбинация нескольких видов декора... Воланы, вышивка, аппликация, тяжелые ткани типа парчи...

Иосиф Дик. Детский рассказ "Про Вову Тарелкина" и его злоключения

Жил-был в одной школе Вова Тарелкин. В общем, это был неплохой мальчишка, однако и не совсем хороший. Дело в том, что Вова страшно любил ругаться. И ругался он через каждое слово. Такие слова, как "псих ненормальный", "дурошлеп", "индюк", летали вокруг Вовы, как осы, и очень больно жалили его друзей. А на днях к Вовиному языку прикрепилось новое словечко: "черт". Бабушка не раз говорила: "И что ты, Вовка, болтаешь!  Знай: ведь мягкое слово кость ломает, твердое - гнев возбуждает!"  Но Вова на эти уговоры не обращал никакого внимания. И вот однажды вечером бабушка постелила внуку постель и велела сейчас же ложиться. А Вова Сказал: - А ну ее к черту, эту кровать!  Все спать, спать, а когда же телевизор смотреть? - Всему свое время, - ответила бабушка. - А вот будешь черта поминать, он возьмет к тебе и явится. Хлопот тогда не оберешься! Но, забравшись в кровать, Вова только расхохотался. - Эх ты, бабка, бабка...  темнота! - сказ...

И. Вергасов. Сибирячка. Отрывок из романа "Начало"

  ...Ангара выбросила на берег троих плотовозов. Самого высокого, молодого взял к себе папаня Ульяны. Лежал незнакомец в теплой каморке с маленьким оконцем чуть ли не у самого потолка. В середине дня солнечный свет пучком падал на его густые каштановые волосы, на высокое чело, освещая серые болезненные глаза. Ульяна кормила его с ложечки, поила парным молоком. Он с детской простотой открывал рот, послушно пил. Ночами метался на лежанке, стонал. Девичье сердце готово было разорваться от жалости  и боли. Из Даурии приехал его отец, Матвей Иванович, человек небольшого роста, с шустрыми и всевидящими глазами. Вместе с ним и выхаживали Николая.    Матвей Иванович ее ни о  чем не спрашивал, долго и молчаливо изучал. Лишь когда Николай смог самостоятельно сидеть на лежанке, ни с того ни с сего спросил:    - Детушка, ты при женихе аль вовсе никого у тебя?    Растерялась, зарделась, смяла уголок передника.    - Ясно и понятно. П...

Достопримечательности Москвы в рисунках художника А. Салтанова. 1985 год

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Создан в 1818 году по проекту скульптора Ивана Мартоса. Москва. Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.  Скульптор С.М.Орлов, архитекторы А.И.Антропов и Н.Л.Штамм. Олимпийский Мишка - символ Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Памятник "Рабочий и колхозница", павильон, ВДНХ. Скульптор Вера Мухина. Памятник Владимиру Маяковскому на площади Маяковского в Москве.  Открытие состоялось 29.06.1958 года. ДАЛЬШЕ смотреть и слушать фото, рисунки, советские песни о Москве