К основному контенту

Первая русская миссия в Японию. "Трактат" о торговле и границах

11 декабря 1854 года фрегат "Диана" сорвался с якорей


1853 год. Шли переговоры России и Японии и...  тут появился "кто-то третий"...

   История взаимоотношений Японии и России насчитывает несколько столетий. Они не всегда были безоблачными, однако Россия никогда не вынашивала планов захвата исконно японских территорий, стараясь с пониманием относиться к проблемам своего дальневосточного соседа.


МИРОЛЮБИВАЯ ЦЕЛЬ

   К середине ХIХ века Российское правительство приняло окончательное решение об укреплении позиций на Тихом океане и урегулировании большинства спорных вопросов в отношениях с Японией. Было принято решение отправить на Дальний Восток эскадру в составе фрегата "Паллада", шхуны  "Восток", борка "Князь Меншиков" и корвета "Оливуца". Два последних корабля уже находились в Тихом океане, и встреча с ними была назначена у острова Бонин.


   Командующим эскадрой назначили вице-адмирала Е. В. Путятина, имевшего опыт кругосветного плавания, дипломатической работы в Англии и Персии, и в течение долгого времени собиравшего сведения о Китае и Японии. Адмиралу было поручено добиться от китайских властей разрешения на посещение портов Китая русскими судами и провести с японским правительством переговоры о заключении торгового договора. Особо подчеркивалось, что "цель посылки его будет миролюбивая, и во главу инструкции будет поставлено, чтобы воздержаться  от всяких неприязненных в отношении к японцам действий, стараясь достигнуть желаемого единственно путями переговоров  и мирными средствами".
   Получив инструкции Министерства иностранных дел и управляющего Морским министерством, Путятин не стал дожидаться окончания подготовки "Паллады" к плаванию и на частном пароходе отправился в Англию. В Бристоле он приобрел паровую шхуну "Восток", командиром которой был назначен лейтенант В. А. Римский-Корсаков.


К ЯПОНСКИМ БЕРЕГАМ

   7 октября 1852 года из Кронштадта вышел в плавание к берегам Японии фрегат "Паллада" под командованием опытного моряка капитан-лейтенанта И. С. Унковского.
   Это плавание подробно и занимательно  описал в своей книге "Фрегат "Паллада" писатель И. А. Гончаров, принимавший участие в плавании в качестве секретаря адмирала.
   В марте "Восток" и "Паллада" бросили якоря в бухте Фолс-Бей (Южная Африка). По окончании ремонта "Восток" отправился в Гонконг, а "Паллада" взяла курс на Зондский пролив.  Через двое суток корабль попал в жестокий шторм, где, как вспоминал Путятин, "неблагонадежность нашего старого фрегата к продолжительному плаванию подтвердилась неопровержимым образом". Адмирал решил отправить  в Петербург старшего офицера "Паллады" лейтенанта И. И. Бутакова с просьбой прислать  на смену изношенному фрегату недавно построенную  в Архангельске "Диану".
   26 июля 1853 года все четыре корабля эскадры Путятина собрались в порту Ллойд на острове Пиль, а вечером 9 августа эскадра вошла на рейд Нагасаки.
   Прибытие русских кораблей произвело на жителей города сильное впечатление. Тут же для выяснения цели посольства на борт "Паллады" поднялись японские чиновники. Адмирал заявил, что русское правительство желает мирным путем разрешить очень важные для России и Японии вопросы.

 
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

   С этого дня начались постоянные контакты между  представителями русской миссии и японцами. Властный и жесткий в обращении с подчиненными, Путятин проявил незаурядное терпение, такт и настойчивость в достижении поставленной цели. Только 6 сентября из столицы Японии Эдо (ныне Токио) пришло разрешение принять от русского посольства письмо, адресованное Верховному совету.
   Через три дня состоялась церемония встречи  российского дипломата с губернатором Нагасаки. Адмирал с музыкантами, флагом и караулом торжественно сошел на берег, церемониальным маршем проследовал к резиденции губернатора и вручил ему письмо. Русская делегация была принята весьма сдержанно, а сами переговоры под различными предлогами затягивались.
   В январе 1854 года  русские корабли покинули Нагасаки и перешли на остров Окинава. Здесь Путятину стало известно, что американская эскадра под командованием М. Перри вошла в Эдоский залив и силой оружия сумела добиться заключения выгодного для Соединенных Штатов Канагавского договора.
   В апреле русские корабли опять прибыли в Нагасаки, чтобы получить окончательный ответ относительно  перспектив заключения договора. Однако ничего определенного губернатор сказать по этому поводу не смог, ссылаясь на отсутствие вестей из Эдо. Дипломатические игры продолжались.


КАТАСТРОФА В СИМОДЕ

   14 апреля русские корабли  покинули Японию и отправились на Дальний Восток. Во время плавания Путятин руководил описанием восточного побережья северной Кореи и прилегающего участка русского берега. Результатом стало открытие заливов Посьета и Ольги, а также островов Римского-Корсакова в заливе Петра Великого. Россия в ту пору активно осваивала  и укрепляла  свои дальневосточные рубежи.
   11 июля в залив Де-Кастри прибыл из Кронштадта на смену обветшавшей "Палладе" фрегат "Диана" под командованием С. С. Лесовского. В условиях начавшейся Восточной (Крымской) войны (1853-1856) не исключалось нападение противника на дальневосточные владения России. Было решено укрыть "Палладу" на реке Амур, но все попытки отыскать  достаточно глубокий для проводки корабля фарватер успехом не увенчались. Фрегат отправился на зимовку в Императорскую гавань, где в январе 1856 года  "Паллада" была затоплена. Так нелепо и трагически  закончился славный жизненный путь этого замечательного корабля.
   В августе 1854 года Путятин со своим штабом перебазировался на "Диану", а 3 октября снова отправился в Японию. В конце ноября русская миссия прибыла на рейд города Симода, где предполагалось  продолжить затянувшиеся переговоры.
   10 декабря переговоры возобновились, а утром следующего дня город подвергся сильнейшему удару цунами. Море хлынуло на берег, сметая все на своем пути.  Большинство зданий порта было разрушено, пострадало городское население. Для помощи бедствующим адмирал  отправил на берег корабельного врача. Фрегат "Диана" сорвало с якорей. Корабль был сильно поврежден, а сорвавшимся во время налетевшего шквала орудием убило матроса и тяжело ранило еще двоих нижних чинов.


ПОБЕДА РУССКОЙ ДИПЛОМАТИИ

   Попытки моряков произвести ремонт  на месте успехом не увенчались. Было решено перевести аварийный фрегат в бухту Хеда, находящуюся в 25 милях от Симоды. "Диану" разгрузили, а экипаж свезли на берег. Во время буксировки корабля внезапно налетевший шквал перевернул разбитый фрегат, и тот пошел ко дну. Моряки по суше отправились в Хеда, где специально для них по указанию японской администрации были построены казармы.
   По прошествии нескольких дней моряки по найденным в "Морском сборнике" чертежам и описанию шхуны "Опыт" принялись за строительство судна, которое могло бы доставить  русскую миссию на Дальний Восток. нашим соотечественникам активно помогали местные жители, проявлявшие живейший интерес  ко всему, что было связано со строительством и оснащением корабля.
   Путятин, отдав необходимые распоряжения, отправился в Симоду для продолжения переговоров. 26 января 1855 года они благополучно завершились подписанием "Трактата о торговле и границах между Россией и Японией", получившего название Симодского договора.
   14 апреля в торжественной обстановке на воду была спущена  русская шхуна "Хеда", а 26 апреля Путятин с группой офицеров покинул берега Японии и отправился на родину.
   25 ноября 1856 года в Симоде состоялся торжественный обмен ратификационными грамотами, а в январе 1858 года в Японию был назначен первый русский консул - И. А. Гошкевич. Так было положено начало добрососедским отношениям двух держав.

Сергей Чернявский
"Тайны ХХ века" 2007



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадет

О пудрах, пудреницах и надушенных платочках

Пудреницы с гравировкой (станция метро "Комсомольская" в Москве и Медный всадник в Ленинграде). 1950-е. Вокруг парфюмерии всегда вертелось множество вещиц, связанных с модой. Самой знаменитой из них была пудра, многовековая спутница обольщения. До не­давнего времени считалась красивой имен­но белая матовая кожа. Среди юморесок Антоши Чехонте (А. П. Чехова), представ­ляющих собой подписи к рисункам, есть та­кая: на картинке изображена хорошенькая молодая женщина, сидящая перед зеркалом, под картинкой — текст диалога: — Какая у вас беленькая шейка! — У меня и все тело такое, честное сло­во!.. Пудрить лицо, шею и плечи продолжали и после появления в 1920-х гг. моды на за­гар. Статус пудры хоть и пошатнулся, но по­зиций своих она не сдала. При советской парфюмерно-космети­ческой изоляции от западноевропейских изделий и разработок пудра в СССР на про­тяжении 50 лет имела классический и неиз­менный состав: «...измельченный в тончай­ший порошок тальк. Окись цинка, двуокись титана, м

Трапеза по случаю приема гостей в доме заволжского купца

(Два отрывка из романа П. И. Мельникова-Печерского "В лесах") Как накрывали стол по случаю приема гостей в доме заволжского купца-тысячника Борис Кустодиев - Вечернее чаепитие. 1913 год    А. М. Горький назвал это произведение и продолжение "В горах"  "славной русской поэмой). Мельников-Печерский в своем романе о жизни заволжского старообрядческого купечества очень красочно и "с аппетитом" описывает обильно накрытые столы в домах купцов и монастырей. И восхищает не только обилие, а многообразие блюд, забытых нами сегодня или вовсе незнакомых. И дело не в том, что "забыли". Самое печальное, что природа лишила нас  многих своих даров, наказывая за неразумное отношение человека к себе.  И остается восторгаться и изумляться обилию блюд, которыми потчевали гостей заволжские купцы, и  запечатлел П. И. Мельников-Печерский в своей "славной русской поэме". Из жизни заволжского старообрядческого купечества. ...Уткой переваливая

"Свидетели" женской красоты и заботы о ней в середине прошлого века

Рекламный плакат лосьона для лица "Вита". 1950–е Еще попадаются флаконы для духов и одеколона, баночки из–под крема и пудры, и, так называемых, "сюрпризных наборов", производимых в Советском Союзе. В 1956 году в сюрпризный набор «Огни Москвы» входил питательный крем, считавшийся одним из лучших и упакованный в баночку из красивого синего стекла. Его нежная текстура и запах перси­кового масла имели большой успех. Флакон и коробка из-под духов "Огни Москвы". 1950–1960-е Советские кремы для лица можно разде­лить на питательные — для сухой и чувстви­тельной кожи — и кремы для жирной кожи. Существовало и два вида жидких кремов: «Бархатный» и «Утро». Ограниченность ассортимента, по всей вероятности, коренилась в консерватизме производителей и слабой научной базе.  Вот почти полный перечень косметических  кремов, производившихся в СССР в 1950—1970-х годах:  «Земляничный» (окрашен в розовый цвет пищевыми красителями, смягчает кожу), «Личная помада» (со­держит говя

Оглавление повести "Колька и Наташа" Л.Конторовича

Об авторе и его книге   Часть 1 Глава 1. Одиночество Глава 2. Перевоз Глава 3. Что делать? Глава 4. Случай на барже Глава 5. Андрей Иванович Остров Глава 6. Первое знакомство Глава 7. О чем говорил ездовой Глава 8. В ревкоме Глава 9. Наташа Глава 10. У Марии Ивановны Глава 11. Новое дело Глава 12. Поход за топорами и пилами Глава 13. Кто в красном доме живет Глава 14. Наташа недовольна Глава 15. Разные бывают встречи Глава 16. Бой Глава 17. Дома Глава 18. Накануне именин Глава 19. События на Волге Глава 20. Что было дальше на Волге Глава 21. Колька и Генка Глава 22. Нужна ли музыка? Глава 23. Отчего подох Пират Глава 24. Крылья смерти Глава 25. Деньги на коньки Глава 26. Утренний поход Кольки Глава 27. Беспризорники Глава 28. Куда исчез Колька? Глава 29. Неплохие ребята Глава 30. Нитки волшебника Глава 31. На чердаке Глава 32. На помощь! Глава 33. Колька готовится бежать из госпиталя Глава 34. Домой Глава 35. Детдом Глава 36.