К основному контенту

Неизвестный автограф Горького

А. М. Горький

   Письмо А. М. Горького обнаружено в архиве управления КГБ по Свердловской области. Это стало возможным благодаря кропотливой работе сотрудников управления по реабилитации невинно осужденных...  в 30-40 годы двадцатого столетия.
   Среди нескольких тысяч дел, подготовленных к реабилитации, оказалось дело священника Режевской церкви Петра Павловича Ладыжникова. Он был арестован 26 августа 1937 года и обвинен в том, что "...являлся участником контрреволюционной организации церковников на Урале и систематически вел контрреволюционную пропаганду против политики партии и Советской власти, высказывал контрреволюционные намерения". Более конкретных обвинений в деле не было.
   Свердловские чекисты внимательно изучили нетолстую папку документов, последним из которых было постановление Тройки при УНКВД Свердловской области от 13 октября 1937 года: Ладыжников приговорен к заключению в исправительно-трудовом лагере сроком на 10 лет. Из протокола допроса видно, что Петр Павлович категорически отрицал свою причастность к "повстанческой организации церковников" и показания епископа Петра Савельева, якобы вовлекшего  в контрреволюционную деятельность в числе многих и режевского священника.

   Священник в Реж не вернулся, его след затерялся в Сиблаге НКВД. В соответствии с Указом Президиума  Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв  репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов". П. П. Ладыжников по делу 1937 года реабилитирован полностью.


 ...вернемся к письму А. М. Горького. Как попало оно в дело Ладыжникова? Ниточка поиска повела в год 1920-й. Выяснилось, что в том году священник села Красноярское Камышловского уезда Петр Павлович Ладыжников был арестован Екатеринбургской губчека  за то, что годом раньше он в селе Ключевском Шадринского уезда проклинал с амвона Советскую власть, приветствовал приход белых войск и даже вступил в их боевую дружину, прогоняя мужиков с отданных им помещичьих земель; с отступавшими белыми ушел в Сибирь и вернулся в другой уезд, подальше от прежних мест. С высоты сегодняшних оценок мы понимаем, что священник действовал по законам своего класса. Но у молодой власти рабочих и крестьян были свои законы, и даже сегодня мы должны признать, что по ним П. П. Ладыжников  был арестован и осужден справедливо. Вот только приговор и по тем временам казался жестоким: бессрочное заключение. Тогда и вступился за отца Петра известный писатель М. Горький.

   Ах, как хотелось бы нам в духе современного политического детектива написать, что вмешательство знаменитого писателя спасло провинциального священника. Но жизнь, как всегда, оказалась и сложней, и проще литературы. Еще до того, как письмо М. Горького  добралось до Урала, дело П. П. Ладыжникова было пересмотрено, срок заключения сокращен до минимального - до двух лет, считая со дня осуждения. Через год отец Петр был на свободе, принял церковь в Реже.
   Но и такой поворот событий нисколько не умаляет цену благородного поступка писателя. Мы знаем, что А. М. Горький в первые годы Советской власти не раз ходатайствовал  за конкретных людей, доходя до В. И. Ленина, добиваясь освобождения или смягчения наказания.

   Откуда же ему стало известна судьба камышловского священника? Объяснение просто: младший брат П. П. Ладыжникова Иван Павлович был при царе в политической эмиграции, жил за границей вместе с А. М. Горьким. (К слову, существует версия, что В. И. Ленин познакомился с Горьким на квартире И. П. Ладыжникова.) Видимо, Иван Павлович и попросил писателя вступиться за брата.
   В 1937 году И. П. Ладыжников был членом комиссии по творческому наследию М. Горького. А брат жены священника И. И. Косов, член партии с дореволюционным стажем, в Москве руководил заводом.
   ...А неизвестному ранее автографу М. Горького, конечно же, должно быть место в музее писателя.

Владимир Киеня, юрист
Сергей Михалев, журналист
г. Свердловск

Комментарии

Популярные сообщения

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: е...

Изысканный стиль в женской моде в Belle Èpogue на рубеже XIX и ХХ веков

    Белый танец. Худ. Ж. Ави. 1903. Прекрасная эпоха (Belle Èpogue) благоволила прекрасным дамам. Стиль модерн с его мягкими, плавными линиями подчеркивал соблазнительные изгибы женской фигуры и при этом оказался достаточно разнообразен, чтобы предоставить красавицам полную свободу для самовыражения. К тому же благодаря техническому прогрессу арсенал модельеров пополнился новыми тканями и отделками.  Июньский номер модного парижского журнала Un Chic Parisien 1909 года рекомендовал читательницам выбирать шляпы, декорированные розами. Женскую одежду шили из мягких, струящихся вариаций шелка: крепдешина, шифона, тафты, а также создающих мягкие складки репса и бархата. Невесомые пайетки и бисер заменили популярную в XIX веке отделку с использованием тяжелых драгоценных камней и самоцветов, лишний блеск приглушался тюлем и шифоном. Важная особенность нарядов той эпохи – многослойность и комбинация нескольких видов декора... Воланы, вышивка, аппликация, тяжелые ткани типа парчи...

Иосиф Дик. Детский рассказ "Про Вову Тарелкина" и его злоключения

Жил-был в одной школе Вова Тарелкин. В общем, это был неплохой мальчишка, однако и не совсем хороший. Дело в том, что Вова страшно любил ругаться. И ругался он через каждое слово. Такие слова, как "псих ненормальный", "дурошлеп", "индюк", летали вокруг Вовы, как осы, и очень больно жалили его друзей. А на днях к Вовиному языку прикрепилось новое словечко: "черт". Бабушка не раз говорила: "И что ты, Вовка, болтаешь!  Знай: ведь мягкое слово кость ломает, твердое - гнев возбуждает!"  Но Вова на эти уговоры не обращал никакого внимания. И вот однажды вечером бабушка постелила внуку постель и велела сейчас же ложиться. А Вова Сказал: - А ну ее к черту, эту кровать!  Все спать, спать, а когда же телевизор смотреть? - Всему свое время, - ответила бабушка. - А вот будешь черта поминать, он возьмет к тебе и явится. Хлопот тогда не оберешься! Но, забравшись в кровать, Вова только расхохотался. - Эх ты, бабка, бабка...  темнота! - сказ...

И. Вергасов. Сибирячка. Отрывок из романа "Начало"

  ...Ангара выбросила на берег троих плотовозов. Самого высокого, молодого взял к себе папаня Ульяны. Лежал незнакомец в теплой каморке с маленьким оконцем чуть ли не у самого потолка. В середине дня солнечный свет пучком падал на его густые каштановые волосы, на высокое чело, освещая серые болезненные глаза. Ульяна кормила его с ложечки, поила парным молоком. Он с детской простотой открывал рот, послушно пил. Ночами метался на лежанке, стонал. Девичье сердце готово было разорваться от жалости  и боли. Из Даурии приехал его отец, Матвей Иванович, человек небольшого роста, с шустрыми и всевидящими глазами. Вместе с ним и выхаживали Николая.    Матвей Иванович ее ни о  чем не спрашивал, долго и молчаливо изучал. Лишь когда Николай смог самостоятельно сидеть на лежанке, ни с того ни с сего спросил:    - Детушка, ты при женихе аль вовсе никого у тебя?    Растерялась, зарделась, смяла уголок передника.    - Ясно и понятно. П...

Достопримечательности Москвы в рисунках художника А. Салтанова. 1985 год

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Создан в 1818 году по проекту скульптора Ивана Мартоса. Москва. Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.  Скульптор С.М.Орлов, архитекторы А.И.Антропов и Н.Л.Штамм. Олимпийский Мишка - символ Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Памятник "Рабочий и колхозница", павильон, ВДНХ. Скульптор Вера Мухина. Памятник Владимиру Маяковскому на площади Маяковского в Москве.  Открытие состоялось 29.06.1958 года. ДАЛЬШЕ смотреть и слушать фото, рисунки, советские песни о Москве