К основному контенту

Их нравы... Ценность человеческой жизни

  (Отрывок из статьи. Журнал "Здоровье". 1970-е)


- Каково состояние больного?
- Два миллиарда долларов.
- Тогда начнем операцию...

   ...Разумеется, врач обязан избавить больного от страданий, от боли. Но именно в решающие, порой самые трудные дни и часы сражения за жизнь проверяется истинная позиция врача. И оказывается, что, утратив гуманные критерии, очень легко, ограничившись обезболиванием, убедить себя и окружающих в том, что сделано уже все возможное, что теперь остается "умыть руки" и ждать конца... Вряд ли могут реабилитировать эвтаназию ссылки ее приверженцев на то, что такими мерами якобы кладется конец страданиям обреченного больного.

   Прежде всего понятие "обреченный" не является абсолютным и во всех случаях бесспорным, особенно в современных условиях форсированного научно-технического прогресса и увеличения возможностей медицины.  К тому же эвтаназия неизбежно подорвет социально-нравственный престиж медицины, что повлечет за собой духовную, этическую деградацию медиков, медицины как науки и общества в целом.

      Своими мировоззренческими корнями эвтаназия во многом связана с философией экзистенциализма,  крайне идеалистического учения, проповедующего нигилистическое  отношение к жизни. Экзистенциалисты рассматривают жизнь как своеобразную подготовку к смерти. Подлинную, ничем не ограниченную свободу и индивидуальность, согласно их воззрениям, человек якобы обретает лишь в смерти, в выборе момента и способа смерти.

   Эти антигуманистические постулаты наиболее реакционного крыла философии экзистенциализма воплотились в лозунге о "праве больного на смерть". "Жизнь отдельного человека, - пишет американский профессор Теодор Розбери, - как бы часто ни повторялись лозунги о ее ценности, стала дешевой. Обесценивание человеческой жизни  привело к парадоксальному призыву...  "право больного на смерть". Стремление врача поддерживать жизнь больного, когда ее проявления лишь немногим выше растительных, кажется мне отражением жестокой бесчувственности к человеческой жизни во всей ее полноте".

   Взгляды сторонников эвтаназии родственны воззрениям современного неомальтузианства,  призывающего всевозможными средствами - при помощи войн, голода, эпидемий - резко уменьшить количество населения. Если классическое мальтузианство  причину демографического взрыва, или перенаселения, на земном шаре видело в высокой рождаемости, то неомальтузианцы причиной этого считают "излишне низкую смертность", а вину за перенаселение возлагают на медицину. Как и приверженцы эвтаназии, неомальтузианцы заявляют, что она не столько излечивает, сколько продлевает мученическую жизнь больным людям. Широко распространено утверждение, что медицина-де, не обладая возможностью делать больных здоровыми, лишь продлевает больным и обреченным их якобы тягостную  для окружающих жизнь. Апологеты   эвтаназии предлагают избавить здоровую часть населения от забот и хлопот об обреченных на страдальческую жизнь людях, пользуясь достижениями медицины.

   Возрождение и широкое распространение ныне эвтаназических взглядов в буржуазных странах не случайно. Это закономерное порождение антигуманизма идеологии буржуазии - еще одно проявление кризиса ее духовной культуры, всей капиталистической системы.

   Неомальтузианство активно поддерживает эвтаназические прожекты, ибо они, мол, могут стать одним из активных методов уменьшения "избыточного" населения в развивающихся странах и увеличивающегося количества пожилых людей и стариков в экономически развитых странах.

   Чтобы придать эвтаназическим идеям видимость научности, их авторы прибегают к всевозможным параллелям и аналогиям с закономерностями из мира животных. Хилость и болезненность у диких животных, как известно, довольно редки в силу борьбы за существование. В человеческом обществе эту "оздоровляющую" борьбу за существование должны заменить эвтаназические мероприятия.

   Буржуазное общество за здоровье человека не отвечает. Поэтому, маскируя такое положение, вся пропагандистская машина  буржуазного общества нарочито гипертрофирует желание индивидуума распоряжаться своим здоровьем по собственному усмотрению.  Мол, индивидуум может определять даже тактику лечения и  даже в тех случаях, когда это вступает в противоречие с медицинской целесообразностью и принципами гуманизма. И окажись эвтаназические меры коммерчески выгодными, их тут же готова поддержать та часть частнопрактикующих врачей, которая не дорожит честью своей гуманной профессии.

   Напротив, в условиях социалистического  общества здоровье человека - это не только его личное, но и общественное достояние. Охрана здоровья народа является заботой государственной. Советский врач выступает представителем общегосударственных интересов, носителем и выразителем подлинного гуманизма. Жизнь человека в социалистическом обществе, его благополучие и здоровье - высшая социальная ценность.

   Итак, если буржуазное общество пытается обосновать и внедрить в повседневную практику право человека на смерть, то социалистическое общество в ранг первостепенных конституционных норм возвело право на жизнь, на охрану здоровья и благополучие человека! Это еще и еще раз подчеркивает коренное отличие подлинного гуманизма социалистического общества от лжегуманизма общества буржуазного.

__________

Комментарии

Популярные сообщения

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: е...

И. Вергасов. Сибирячка. Отрывок из романа "Начало"

  ...Ангара выбросила на берег троих плотовозов. Самого высокого, молодого взял к себе папаня Ульяны. Лежал незнакомец в теплой каморке с маленьким оконцем чуть ли не у самого потолка. В середине дня солнечный свет пучком падал на его густые каштановые волосы, на высокое чело, освещая серые болезненные глаза. Ульяна кормила его с ложечки, поила парным молоком. Он с детской простотой открывал рот, послушно пил. Ночами метался на лежанке, стонал. Девичье сердце готово было разорваться от жалости  и боли. Из Даурии приехал его отец, Матвей Иванович, человек небольшого роста, с шустрыми и всевидящими глазами. Вместе с ним и выхаживали Николая.    Матвей Иванович ее ни о  чем не спрашивал, долго и молчаливо изучал. Лишь когда Николай смог самостоятельно сидеть на лежанке, ни с того ни с сего спросил:    - Детушка, ты при женихе аль вовсе никого у тебя?    Растерялась, зарделась, смяла уголок передника.    - Ясно и понятно. П...

Так говорили наши предки. Устаревшие слова

Великоросы. Худ. А. Докучаев Так говорили наши предки. Значения многих слов нам сегодня совсем непонятны, в большинстве своем они ушли из нашего словаря безвозвратно, потому что ушла надобность их применения. Но часть из них мы по-прежнему используем, значение некоторых из них изменилось. Поскольку в списке приведено немало слов кулинарной тематики, одновременно с разъяснениями значений устаревших слов можно познакомиться с кулинарными рецептами некоторых старинных блюд. При этом следует отметить, что многие из них нам вполне знакомы, хотя и претерпели изменения за прошедшее время. А А л м а н а х и - астрологические сборники для гадания по движению звезд и по знакам зодиака. А р а к а - пшеничная водка. А р г а м а к - восточный породистый конь, скакун: на свадьбе - конь под седлом, а не в упряжке. А р ш и н - мера длины, равная приблизительно 71 см. Бытовая сценка. Худ. Н. В. Неврев Б Б е л ь можайская - древнерусский сорт наливных яблочек. Б л и н ч а т ы й пирог - н...

Лучший певец среди птиц, стоивший целого купеческого состояния

Соловья считают лучшим певцом среди птиц. Он относится к отряду воробьиных, и поэтому его в шутку называют воробьем, закончившим консерваторию. (Соловей принадлежит к семейству дроздовых, так что он родственник и дрозда). Соловей размером чуть больше воробья. Его длина — семнадцать-девятнадцать сантиметров; длина хвоста — семь сантиметров; размах крыльев — двадцать пять сантиметров. Соловей имеет невзрачную, буро-серую окраску, нижняя часть тела — желто-серая. Глаза у него красновато-карие или черные. Это красивая птичка, держится он уверенно, гордо задирая вверх свой хвостик. Соловей прилетает поздно — в конце апреля, в первой половине мая. Считается, что соловей появляется после того, как сойдет талая вода, одновременно с массовым распусканием почек на деревьях и на кустарниках, ко времени цветения крыжовника. Первыми прилетают самцы. Самочки летят следом за ними, дня через три-четыре. Как только они прилетают, можно услышать призывные звуки соловья: "так-так" и его ...

"Глазки неизвестной Анюты". Мифы и легенды

Худ. Лена Лю (Lena Y. Liu). Анютины глазки. Жила-была некогда в Германии женщи­на, и было у нее четыре дочери: две род­ные, две падчерицы. Как водится в сказ­ках, мачеха любила и лелеяла родных дочерей, а бедные падчерицы и одева­лись бедно, и ели не досыта, и ра­ботали не покладая рук. Тер­пели падчерицы, терпели да и возроптали: нет сил так жить! Взмолились они Богу: лучше смерть, чем вечные издева­тельства и обиды! Гос­подь сказал «Винова­ты мачеха и сестры, они обижали дево­чек. Виноваты и падчерицы, они возжела­ли смерти, а это грех, надо терпеть послан­ное Богом».  И превра­тил всю семью в цветок. Нижний, самый большой и яркий лепес­ток — это нарядная мачеха, два боковых — это ее род­ные дочки в богатых нарядах. А пара верхних, самых неярких и мелких — это падчерицы. В первом варианте цветок был «вверх ногами» — мачеха и дочки вверху, падчерицы внизу. Но Бог по­смотрел на цветок и решил: «Это не­справедливо. Падчерицы при жизни были внизу, так хоть теперь вознесу их над мачех...