К основному контенту

Владимир Иванов. Самая дорогая роль

(продолжение)
       Глава 16.
       Немало рассказывала мне о Фадееве и Елена Николаевна Кошевая.


       На фото: Е.Н.Кошевая и А.А.Фадеев. 1949 год.

- Будучи в Краснодоне, Фадеев все время жил в нашей квартире. Он вставал очень рано - часов в пять, в шесть утра. Выходил вначале во двор. Там он делал физическую разминку или пилил и колол дрова. Затем умывался и долго по пояс обливался холодной водой  прямо из водопроводного шланга. После этого, пока никого не было на улицах, он выходил гулять. Гулял по обыкновению в Комсомольском парке. После прогулки завтракал и садился за работу. Во время работы часто пил морковный чай без сахара. Потому что сахара у нас не было и настоящего чаю тоже. Мы старались оберегать писателя, чтобы его никто не беспокоил. Обедал Александр Александрович вместе с нами. Он был неприхотлив к еде и, что бы мы с бабушкой ни приготовили, всегда нахваливал. Обедал он часов в пять дня. После этого принимал посетителей, которых было очень много, или уходил в город знакомиться с обстановкой... Он был изумительный рассказчик и необыкновенно внимательный человек. Ходил по комнатам совершенно бесшумно, ступая на носки, чтобы нас не тревожить. Нас удивляла его поразительная, непередаваемая скромность. До сих пор кажется, что книгу "Молодая гвардия" написал не писатель, а кто-то из жителей Краснодона...   Елена Николаевна рассказывала мне подробно о тех страшных днях, которые они пережили во время оккупации. Ее воспоминания полностью совпадали с теми фактами и событиями, которые описаны в романе А.А.Фадеева и которые позднее были отражены в кинофильме.
        С содроганием в душе я слушал, как гитлеровцы расправились ночью с тридцатью двумя шахтерами, расстреляв и закопав их еще живыми в Комсомольском парке. Как тогда Олег плакал всю ночь, и Елена Николаевна успокаивала его, призывая быть мужественным, крепким, сильным душой...
        Эту сцену нам пришлось потом вместе с Тамарой Федоровной Макаровой сыграть в фильме. Когда я играл, я видел своего погибшего на фронте отца, своих близких товарищей фронтовиков, отдавших молодые жизни за Родину. Я очень волновался и от волнения не мог сдержать дрожь в теле. Тамара Федоровна, опытная актриса и прекрасный педагог, успокаивала меня. Касаясь губами, шептала мне на ухо: "Володюшка, успокойся. Не дрожи, как серый зайчик".
        Сергей Аполлинариевич снимал эту сцену подряд несколько раз. И всякий раз мы с Тамарой Федоровной плакали по-настоящему. Плакали, потому что слишком много слез накопилось в душе за время войны.



На фото:  Тамара Федоровна Макарова с "сыном" - артистом Владимиром Ивановым.   
 
       Надо сказать, что я тогда был вообще очень впечатлительным. Я еще не забыл тех лет, которые мне пришлось пережить на фронте.
       Большое впечатление на меня произвели страстные стихи Олега Кошевого, написанные им во время оккупации.

И я решил, что жить так невозможно,
Смотреть на муки, самому страдать...
Скорей! Пора, пока еще не поздно,
В тылу врага - врага уничтожать!

Несколько позднее, обращаясь к своей маме, Олег писал:

Мама, мама, не плач. Только мсти!
Возвратятся прекрасные дни.
Правды, счастия луч золотой
Засияет над нашей землей...

Нине Иванцовой, своей подруге, Олег посвятил такие строки:

Скоро наши дорогие краснокрылые орлы
Прилетят, закроют двери
Всех подвалов и темниц.
Слезы высохнут на солнце
На концах твоих ресниц.

      Эти стихи волновали меня. Они помогали понять внутреннее душевное состояние Олега.
      Я старался по возможности чаще встречаться с Нонной Мордюковой, Инной Макаровой, Кларой Лучко, Сергеем Бондарчуком, Сергеем Гурзо, Глебом Романовым, Жорой Юматовым, Гулей Мгеладзе, Вячеславом Тихоновым, Борисом Битюковым, с краснодонцами, участниками событий. Такие встречи обогащали духовно...


      На фото: Встреча работников съемочного коллектива фильма "Молодая гвардия" с родными героев-краснодонцев (в центре - С.Герасимов, Е.Н.Кошевая, Н.Мордюкова, В.Иванов). 1947 год.   

      Однажды мы вместе с краснодонцами отправились купаться на речку Каменку.
      Были с нами и С.А.Герасимов и В.А.Рапопорт.
      Речка Каменка находится довольно далеко от города. Краснодонцы привели нас к своему заветному месту, где на месте затопленной шахты под крутым обрывом образовался глубокий омут. Это место называли "бездонкой". Обрыв был вертикальный и очень высокий.
      Один из шахтеров заявил:
      - С этого обрыва никто и никогда не решался прыгать. С него прыгал только Серега Тюленин.
      - Неправда, - перебил его кто-то, - Олег Кошевой тоже нырял с этого обрыва.
      Стало понятно, что краснодонцы решили нас испытать. Все стали почему-то смотреть на Сергея Гурзо и на меня. Что нам было делать?
      Первым прыгнул с обрыва Сергей Гурзо. Сережа долго не появлялся из воды. Наконец, он вынырнул, и все облегченно вздохнули.
      "Главное, угодить в воду вертикально", - подумал я, последовал примеру Сережи и прыгнул с разбегу...
      Помню, когда упал с обрыва в воду, удар в голову оглушил меня. Уже кончалось дыхание, а меня все еще с большой скоростью тянуло вниз. Наконец, я почувствовал невесомость и что есть силы стал работать руками и ногами, чтобы выбраться наверх. Когда вынырнул из воды, в глазах было темно. Я задыхался, стараясь скорей наглотаться воздуха. До берега добрался с трудом и, когда ощутил под ногами землю, понял, что меня шатает из стороны в сторону.
      Через некоторое время почувствовал сильную тошноту. Дорого же я заплатил, чтобы стать "героем" дня. Лишь много позже догадался о причине своего недомогания. Дело в том, что во время войны я был ранен в голову.
      Что касается Сергея Гурзо, то он нырял с обрыва всякий раз, когда мы приходили на "бездонку". Он даже делал в воздухе сальто, чем вызывал неподдельное восхищение краснодонцев. Прыгала с обрыва и Инна Макарова. Но она прыгала "солдатиком".
(продолжение следует)

Комментарии

Популярные сообщения

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: е...

Изысканный стиль в женской моде в Belle Èpogue на рубеже XIX и ХХ веков

    Белый танец. Худ. Ж. Ави. 1903. Прекрасная эпоха (Belle Èpogue) благоволила прекрасным дамам. Стиль модерн с его мягкими, плавными линиями подчеркивал соблазнительные изгибы женской фигуры и при этом оказался достаточно разнообразен, чтобы предоставить красавицам полную свободу для самовыражения. К тому же благодаря техническому прогрессу арсенал модельеров пополнился новыми тканями и отделками.  Июньский номер модного парижского журнала Un Chic Parisien 1909 года рекомендовал читательницам выбирать шляпы, декорированные розами. Женскую одежду шили из мягких, струящихся вариаций шелка: крепдешина, шифона, тафты, а также создающих мягкие складки репса и бархата. Невесомые пайетки и бисер заменили популярную в XIX веке отделку с использованием тяжелых драгоценных камней и самоцветов, лишний блеск приглушался тюлем и шифоном. Важная особенность нарядов той эпохи – многослойность и комбинация нескольких видов декора... Воланы, вышивка, аппликация, тяжелые ткани типа парчи...

Иосиф Дик. Детский рассказ "Про Вову Тарелкина" и его злоключения

Жил-был в одной школе Вова Тарелкин. В общем, это был неплохой мальчишка, однако и не совсем хороший. Дело в том, что Вова страшно любил ругаться. И ругался он через каждое слово. Такие слова, как "псих ненормальный", "дурошлеп", "индюк", летали вокруг Вовы, как осы, и очень больно жалили его друзей. А на днях к Вовиному языку прикрепилось новое словечко: "черт". Бабушка не раз говорила: "И что ты, Вовка, болтаешь!  Знай: ведь мягкое слово кость ломает, твердое - гнев возбуждает!"  Но Вова на эти уговоры не обращал никакого внимания. И вот однажды вечером бабушка постелила внуку постель и велела сейчас же ложиться. А Вова Сказал: - А ну ее к черту, эту кровать!  Все спать, спать, а когда же телевизор смотреть? - Всему свое время, - ответила бабушка. - А вот будешь черта поминать, он возьмет к тебе и явится. Хлопот тогда не оберешься! Но, забравшись в кровать, Вова только расхохотался. - Эх ты, бабка, бабка...  темнота! - сказ...

И. Вергасов. Сибирячка. Отрывок из романа "Начало"

  ...Ангара выбросила на берег троих плотовозов. Самого высокого, молодого взял к себе папаня Ульяны. Лежал незнакомец в теплой каморке с маленьким оконцем чуть ли не у самого потолка. В середине дня солнечный свет пучком падал на его густые каштановые волосы, на высокое чело, освещая серые болезненные глаза. Ульяна кормила его с ложечки, поила парным молоком. Он с детской простотой открывал рот, послушно пил. Ночами метался на лежанке, стонал. Девичье сердце готово было разорваться от жалости  и боли. Из Даурии приехал его отец, Матвей Иванович, человек небольшого роста, с шустрыми и всевидящими глазами. Вместе с ним и выхаживали Николая.    Матвей Иванович ее ни о  чем не спрашивал, долго и молчаливо изучал. Лишь когда Николай смог самостоятельно сидеть на лежанке, ни с того ни с сего спросил:    - Детушка, ты при женихе аль вовсе никого у тебя?    Растерялась, зарделась, смяла уголок передника.    - Ясно и понятно. П...

Достопримечательности Москвы в рисунках художника А. Салтанова. 1985 год

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Создан в 1818 году по проекту скульптора Ивана Мартоса. Москва. Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.  Скульптор С.М.Орлов, архитекторы А.И.Антропов и Н.Л.Штамм. Олимпийский Мишка - символ Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Памятник "Рабочий и колхозница", павильон, ВДНХ. Скульптор Вера Мухина. Памятник Владимиру Маяковскому на площади Маяковского в Москве.  Открытие состоялось 29.06.1958 года. ДАЛЬШЕ смотреть и слушать фото, рисунки, советские песни о Москве