К основному контенту

Владимир Иванов. Самая дорогая роль


(продолжение)                                 
       Глава 11.
       Вернусь к работе над фильмом. С.А.Герасимов на сцене Театра киноактера создал оригинальный и правдивый по своему художественному воплощению спектакль. Этим он доказал, что его коллектив готов к съемкам фильма "Молодая гвардия".
        И съемки начались...
        Одной из первых снималась сцена "клятвы", когда молодогвардейцы клянутся на верность в борьбе с фашизмом.
        Эта сцена была уже наиграна актерами в театре. Олег начинал текст клятвы. Остальные молодогвардейцы ее продолжали. Каждый говорил по одной-две фразы. Последние слова: "Кровь - за кровь, смерть - за смерть!" - артисты произносили все вместе. Казалось, чего проще?
        Но когда отсняли сцену и посмотрели ее на экране, всем стало ясно, что она не получилась... Неодинаковое звучание интонаций, разнобой в эмоциональном настрое - все это снижало общее впечатление.
        В театре в этой сцене на текст, произносимый актерами, накладывалась музыка. В кино ее пока не было. К тому времени Д.Д.Шостакович ее еще не написал.
        Все пришли в растерянность. Особенно мы, актеры. Было непонятно - почему, отдав всю душу и сердце, мы не получили желаемого результата? Герасимов принял решение переснять эту сцену заново.
       - Будем снимать молодогвардейцев крупным планом, без всяких декораций, чтобы ничто не отвлекало внимание от содержания текста, - решил он, - Весь текст клятвы будет произносить Олег Кошевой.
       - Володя! - обратился он ко мне, - Ты будешь произносить текст клятвы один. Я не буду с тобой репетировать, но предупреждаю, что съемки мы начнем через три дня. Приготовься...
       Меня охватило смятение... "Как же так? - думал я. - Если мы не справились с актерской задачей все вместе, то как же я справлюсь один? Кино - это не театр. Здесь все видно на крупном плане, словно через микроскоп. Один я не справлюсь, и Герасимов снимет меня с роли!"
       Я не находил себе места и, наконец, вечером решил позвонить домой А.А.Фадееву. Фадеева дома не было. Я сумел дозвониться до него лишь в двенадцатом часу ночи.
      - Почему ты волнуешься? - услышал я из телефонной трубки знакомый голос.
      - У меня не получается роль.
      - Приезжай ко мне домой завтра утром до одиннадцати. Желательно часов в десять или даже в девять, чтобы мы могли все обстоятельно обсудить.
      - Ты какой-то нервный, весь покрылся бледными пятнами, глаза воспалены, - сразу определил Александр Александрович, когда мы с ним встретились на другой день.
      Я рассказал ему о неудаче со сценой "клятвы" и стал жаловаться:
      - Роль Олега в сценарии написана неживым плакатным языком. Вот, пожалуйста...
      Я стал читать отрывки из роли:
      "Ваня! "Молодая гвардия" признана, она существует. Отныне наша жизнь принадлежит не нам, а партии, всему народу!" И дальше... "Товарищи, сегодня мы принимаем в комсомол товарища Радика Юркина. Будут вопросы к товарищу Радику Юркину?" Перед этим идет текст клятвы. А вот сцена "праздника"... "Товарищи! Сегодня мы отмечаем 25-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции!" Потом идет сцена "допроса"... "Я мог бы рассказать о деятельности "Молодой гвардии", если б я был судим открытым судом..." Финальный монолог: "Страшны не вы, страшно то, что вас породило! Я желаю только о том, что не смогу больше бороться в рядах своего народа и всего человечества..."
      Я распалялся все больше:
      - Я понимаю, Александр Александрович, что мысли о своем народе и о партии - это наши самые сокровенные мысли! Но мы их храним в душе! Мы не высказываем их вслух, тем более в юношеском возрасте. Мы не вкладываем эти мысли в живую речь! Мне кажется, насколько образы Сережи Тюленина и Любы Шевцовой выписаны живо и жизненно, настолько роль Олега написана плакатно, и я не смогу ее сыграть так, как этого требует произведение.
      Я тяжело вздохнул и опустошенным взглядом стал смотреть куда-то в сторону.
      - Ты глубоко ошибаешься, мой друг, - тихо заговорил Александр Александрович. - Перед лицом врага мысли о партии и о народе мы высказываем громко, в полный голос! В тяжелых цепях оккупации, в цепях запрета слова о принадлежности к партии и к своему народу звучат особенно желанно и радостно, и их тоже произносят вслух, и даже торжественно, и даже, можно сказать, с наслаждением! Ты понял меня?
     - Понял, - встрепенулся я.
     - Лишним доказательством этому служит текст клятвы молодогвардейцев, который составили они сами. Ты знаешь, что текст клятвы был написан самим Олегом Кошевым?
     - Знаю.
     - А разве в тексте клятвы нет, как ты говоришь, "высокопарных", "напыщенных" слов?
     - Есть.
     - Тогда в чем же дело? Повторяю... Ты глубоко ошибаешься. Но, пожалуй, не в этом главное. Главное в том, что если убрать из уст Олега слова о партии и о народе, то все произведение превратится  в мелодраму. Оно потеряет всякий смысл, не будет иметь социального звучания, а превратится в бытовую историю. Запомни это раз и навсегда. Если ты это поймешь, тебе будет очень легко играть свою роль. Ни я, ни Сережа не допустим изменений в тексте. Ты встал в тупик от незнания фактического материала. Ты встречался с Валей Борц?
     - Встречался.
     - А с Жорой Арутюнянцем?
     - Тоже встречался.
     - Этого мало. Ты должен повстречаться со всеми героями моего романа, которые остались в живых, со всеми свидетелями событий. Сережа будет снимать фильм в Краснодоне. Он принял верное решение. Когда ты будешь в экспедиции в Краснодоне и познакомишься с обстановкой, тебе будет легче. Об этом мы еще поговорим. Что касается сцены "клятвы", то я советую тебе, чтобы обрести нужное самочувствие - сходи на Красную площадь. Побывай в мавзолее Владимира Ильича Ленина. Я всегда хожу туда, когда у меня наступает затор в работе, и это мне очень помогает. Тебе советую сделать то же самое.
     - Хорошо, - согласился я.
     - Когда приедешь в Краснодон, обязательно поживи немного в доме Кошевых. Ты им понравишься, и они примут тебя как родного сына и внука. Это я знаю, потому что мне ты тоже нравишься. Тщательно посмотри их семейный фотоальбом. Обрати внимание на фотографии военных дней...
       В альбоме есть фотография, когда корреспонденты сняли Елену Николаевну сразу же после освобождения Краснодона. Она стоит у стены, согнувшись, потому что без поддержки на собственных ногах она тогда стоять не могла. Это страшная фотография. Гитлеровцы пытали Елену Николаевну голодом и жаждой. Она потеряла почти все зубы. Когда ее привели на допрос к Фенбонгу, она вынимала изо рта зубы и бросала в лицо этому подлецу. Я хотел описать этот эпизод в романе, но посчитал, что будет чересчур натуралистично...



  Есть в семейном альбоме и фотография военных дней самого Олега. На этой фотографии он худой, с большими, я бы сказал, голодными глазами. Глаза его как бы спрашивают - что ты сделал для победы над врагом? Они смотрят прямо в объектив. Сильные и страшные глаза... Вообще, ты побольше присматривайся к глазам людей. Как известно, глаза - это зеркало души. У Елены Николаевны, например, не глаза - а очи! Да, именно очи. У нее такие глаза, какими художники рисуют глаза великомучеников, столько в них горя, страдания, терпения и надежды. Я, например, сразу узнал ее по глазам. Навести маму Сережи Тюленина, Александру Васильевну, и отца его, он очень больной человек. Им будет приятно. Два года назад я им корову купил. У них корову немцы прирезали. Побывай у Ефросиньи Мироновны, у мамы Любы Шевцовой. Поговори с Марией Андреевной Борц. Она  - педагог. Очень скромная, умная женщина. У Иванцовых побывай, у Туркеничей, у Земнуховых, словом, во всех семьях молодогвардейцев. Я лично везде побывал... И еще тебе мой совет. К бабушке Вере Васильевне относись внимательно. Она молодежь очень любит. Старый большевик. Мужественный человек. Она еще до революции участвовала в забастовках. Я был в Краснодоне через полгода после его освобождения, точнее, приехал туда в сентябре 1943 года. Жил и работал в основном на квартире у Кошевых. Случалось, что ночевал и в других молодогвардейских семьях, но, повторяю, жил и работал я у Кошевых. Да-а... Елена
   Николаевна и бабушка Вера - это святые женщины...
                                                

   Елена Николаевна Кошевая и бабушка Вера Васильевна. 1970 год.

        Александр Александрович посмотрел куда-то вдаль, уголки губ у него передернулись, глаза часто заморгали, и из них выкатились скупые слезы. Они, почти не задев сильно раскрасневшегося лица, упали на лацканы серого пиджака.
        - Александр Александрович, что с вами?
        - Это бывает, - успокоил он меня. - Это - нервное... Понимаешь, Володя, иногда не могу слезы остановить. Очень сильные люди - шахтеры. Много они пережили. Это люди несгибаемой воли. Я очень люблю их. Дядя Олега, Николай Николаевич Коростылев, тоже шахтер. Побывай с ним в шахте. Я спускался с ним в некоторые затопленные шахты. Побывал во всех шахтерских поселках, где боролись молодогвардейцы: В Шеваревке, в Суходолье, в Изварино, на "бис-1" и "бис-2", в Первомайке, в Герасимовке, в Таловской, - словом, всюду. Я брал на конном дворе лошадь и на бричке, а иногда и верхом ездил всюду. Кстати, ты умеешь ездить верхом?
       - Умею.
       - Ну, вот и отлично. Как приедешь в Краснодон, непременно зайди на конный двор и договорись насчет лошади... Передай привет Елене Николаевне и Вере Васильевне. Они очень много для меня сделали. Я бы мог о многом поговорить с тобой, но у меня нет времени. Ты завтракал?
       - Завтракал, - соврал я (потому что соблюдал строгую диету!).
       - А я нет... Может быть, ты еще раз позавтракаешь?
       - Благодарю, не могу.
       - В таком случае нам придется расстаться. Увидимся в следующий раз. Ты, главное, не волнуйся. Ты отлично играл роль Олега в театре. Ты - лучший Олег из всех, каких я видел на сцене. Трудись, и у тебя все получится.
       Александр Александрович был человеком не только высокого роста, но и очень крепким физически. Подведя меня к двери, продолжая давать напутствия, он неожиданно поцеловал меня в щеку, развернул за плечи на сто восемьдесят градусов и со словом "не бойся" отвесил мне крепкий подзатыльник.
       Я громко засмеялся.
       Смеялся и Александр Александрович.
       Я уже спускался по лестнице, когда услышал издалека его голос:
       - Главное - не бойся... У тебя все получится!
       От Александра Александровича я пешком направился на Красную площадь. В тот день я побывал в мавзолее В.И.Ленина. Я ходил по Красной площади и вокруг Кремля долго, почти до самого вечера.
       На другой день я сделал то же самое. Прогуливаясь вокруг седого Кремля, я мысленно повторял слова клятвы молодогвардейцев, я клялся народу и партии отомстить за страдания и гибель миллионов советских людей, за гибель краснодонских шахтеров, за безвременную гибель своего отца.
       К сожалению, за все долгое время, пока снимался фильм, мне больше ни разу не пришлось встреться с А.А.Фадеевым. Зато потом, после выхода фильма на экраны, жизнь восполнила этот пробел, я встречался с писателем еще много раз.
       Через два дня состоялась схемка.
        Еще через день мы, сидя в просмотровом зале, наблюдали результат своей работы.
        С первых же кадров стало ясно, что сцена "клятвы" получила новое торжественное и сильное звучание.
        После просмотра С.А.Герасимов похвалил меня:
        - Молодец! Сцену ты сыграл отлично. Считай, что пять процентов роли на экране сделано.
        "Пять процентов. Как мало!!"
(продолжение следует)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадет

Оглавление повести "Колька и Наташа" Л.Конторовича

Об авторе и его книге   Часть 1 Глава 1. Одиночество Глава 2. Перевоз Глава 3. Что делать? Глава 4. Случай на барже Глава 5. Андрей Иванович Остров Глава 6. Первое знакомство Глава 7. О чем говорил ездовой Глава 8. В ревкоме Глава 9. Наташа Глава 10. У Марии Ивановны Глава 11. Новое дело Глава 12. Поход за топорами и пилами Глава 13. Кто в красном доме живет Глава 14. Наташа недовольна Глава 15. Разные бывают встречи Глава 16. Бой Глава 17. Дома Глава 18. Накануне именин Глава 19. События на Волге Глава 20. Что было дальше на Волге Глава 21. Колька и Генка Глава 22. Нужна ли музыка? Глава 23. Отчего подох Пират Глава 24. Крылья смерти Глава 25. Деньги на коньки Глава 26. Утренний поход Кольки Глава 27. Беспризорники Глава 28. Куда исчез Колька? Глава 29. Неплохие ребята Глава 30. Нитки волшебника Глава 31. На чердаке Глава 32. На помощь! Глава 33. Колька готовится бежать из госпиталя Глава 34. Домой Глава 35. Детдом Глава 36.

4 - число удивительное

   Пифагор и его ученики, жившие в VI веке до нашей эры, считали числа очками, из которых состоит мир. И важнейшим из чисел им представлялось число 4, которое "позволяет телу вселенной стать трехмерным". Многие мистические построения пифагорейцев отвергнуты наукой, но некоторые нашли себе поразительные подтверждения. Так, в частности, произошло с числом 4. Об этом свидетельствуют материалы, присланные в редакцию Б.Эрдниевым из Элисты и А.Викторовым из Москвы. * Молекула воды - тетраэдр с четырьмя полюсами электрических зарядов. Структура льда образуется так, что каждая водяная молекула в нем окружает четыре других, образуя тетраэдр.    Для твердых тел роль числа 4 не менее значительна, чем для воды. Минерал кварц - это двуокись кремния, в которой каждый атом кремния соседствует с четырьмя другими. Выходит, как это ни парадоксально, вода структурно похожа на кварц. * Кристаллы прочнейшего минерала алмаза представляют собой четырехгранники (тетраэдры). * Любую географиче

Нестор - попугай-убийца

  В нашем представлении попугай - это не особо умная птицы, отличающаяся ярким, крикливым оперением и способностью  членораздельно , но бессмысленно повторять услышанные слова и даже целые предложения. Живут попугаи, как водится, в жарких и влажных тропиках, по соседству с обезьянами и прочими экзотическими для нас животными, и в зоопарках. Вот, пожалуй, и все. В общем и частном, подобное представление о попугаях достаточно верное. Но как известно, нет правил без исключений... КЕА     Одним из таких исключений является попугай нестор. Нестор в данном случае не имя собственное, а название рода.  Из шести видов, представляющих род несторов, два уже вымерли, а из оставшихся в живых наибольший интерес представляет  горный попугай кеа.     Этот попугай живет только а Новой Зеландии и коренным образом отличается от своих африканских , южноамериканских и даже новозеландских собратьев. Начиная с того, что в Новой Зеландии кеа достаточно много. Так много, что зоологи держат его в К

Изобретательство и цивилизация. История промышленного шпионажа

Разговор о патентном деле    "Как-то в холодную зимнюю ночь снег падал большими хлопьями, а от завода далеко распространялся красноватый отблеск. Человек крайне жалкого, нищенского вида ко входу в завод и просил дозволить ему отдохнуть и согреться около огня. Сердобольные рабочие знали, что строго воспрещено впускать посторонних, но у них не хватило духа отказать несчастному, и они дозволили мнимому оборванцу поместиться близ горна в уютном уголке. Если бы рабочие присмотрелись, то, конечно, заметили бы, что он притворился спящим, а между тем зорко следил за всем, что делалось...    Неизвестно, когда и как ушел с завода непрошеный тайный зритель производства стали, верно только то, что через несколько месяцев после этого не только на заводе Гонтсмана, но и на других заводах изготовлялась литая сталь".    Наивный промышленный шпионаж  XVIII века! Капиталист в нищенских лохмотьях, лично высматривающий производственные секреты  конкурента! Как далек от этого современный промыш