К основному контенту

Владимир Иванов. Самая дорогая роль

(продолжение)
        Глава 7.
        Особое рвение проявил отчим Почепцова, бывший вор,  рецидивист и убийца - Василий Громов-Нуждин. По его доносу были схвачены многие молодогвардейцы. Но не только он участвовал в карательных операциях.
         Осужденная советским судом Ольга Лядская рассказала следственным органам, что, "являясь агентом-провокатором полиции, предала некоторых участников "Молодой гвардии", которых потом изобличала на очных ставках..." (след.дело №7682, с.103).
         В провокациях и арестах всех "подозрительных" лиц участвовали изменники Родины, полицаи: Авсецин, Колотович, Лукьянов, Баукин, Кузнецов, Новиков, Пидтынный, следователи полиции Усачев и Черенков и др.
         Особые зверства при арестах и пытках проявляли начальник полиции Соликовский, его тогдашний заместитель Орлов, помощник Захаров, главный следователь Кулешов, переводчик Рейбанд, городской голова Стаценко...
         Полицаи всех подозреваемых тащили в участок, избивали, заставляли признаваться в связях с партизанами. Тюрьма была переполнена. В городе и во всех близлежащих шахтерских поселках производились повальные обыски. На квартирах коммунистов и молодогвардейцев устраивались засады.
         С 5 по 11 января 1943 года в фашистский застенок было брошено большинство молодогвардейцев. Арестовывались их родители и члены семей. За короткий срок здание полиции превратилось в кровавый каземат. Немцы и полицаи пускали в ход все: угрозы, страшные пытки, провокации и шантаж...
         Молодогвардейцы, попавшие в застенок, по условиям конспирации знали только членов своей пятерки. Но впоследствии почти все арестованные, оберегая самых активных товарищей, открыто заявляли, что они являются членами большой подпольной организации.
         Описать все нити, восстанавливающие картину предательства, рассказать в художественной форме о всех людях, которые являлись свидетелями или прямыми участниками этой страшной трагедии, практически невозможно.
         А.А.Фадеев всегда предупреждал, что литературно-художественное произведение нельзя "перенаселять" действующими лицами.
         На вопрос создателей фильма - кто такой в романе "Молодая гвардия" предатель Евгений Стахович ? - писатель ответил так: "Образ предателя Евгения Стаховича выдуман мною от начала до конца. Это собирательный, обобщающий образ!"
         На встречах с участниками событий А.А.Фадеев рассказывал, что он не воспользовался фамилией предателя Почепцова, потому что его родственники воевали в партизанском отряде, что эта фамилия очень распространена  в крае, особенно в Краснодоне, и он не хотел ее порочить.
         Из таких же гуманных соображений писатель переменил фамилию одного из полицаев, которого повесили молодогвардейцы. Читатели помнят, с какой художественной силой описана в романе первая подруга Олега Кошевого - Лена Позднышева. На самом деле ее звали Лина Темникова.
         Есть еще одно лицо, которое претерпело изменения в романе. Это большевик Шульга. Такой фамилии в Краснодоне не было. Был большевик Нудьга, расстрелянный бандеровцами в Закарпатье в 1945 году. Жизненного материала Фадееву оказалось недостаточно. И он создает собирательный образ, используя при этом воспоминания одного старого ворошиловградского большевика.
             Часто и порой подолгу разговаривая с писателем во время работы над спектаклем и фильмом, мы, актеры, стремились узнать все о тех людях, которые описаны в романе.
          Много дал нам общение с самими участниками событий, с работниками следственных органов. С.А.Герасимов требовал от нас полного знания фактического материала.
          Изучая документы о "Молодой гвардии", я пришел к выводу, что нет таких основных и решающих фактов о краснодонских событиях, которых бы не знал А.А.Фадеев.
          Тем более для меня были непонятны выступления некоторых журналистов, критиков и литературоведов, публиковавшиеся в 60-е годы, о том, что писатель что-то, мол, знал, а что-то не знал... Большинство из таких выступлений были осуждены общественностью и получили должную оценку в прессе.
          В связи с этой полемикой ко мне, к другим создателям кинофильма "Молодая гвардия", в том числе к режиссеру Герасимову, не раз обращались зрители, читатели, педагоги, учащиеся.
          Однажды между мной и Герасимовым произошел примерно следующий разговор...
         - Володя, - сказал он мне, - творческий коллектив, работавший над созданием фильма "Молодая гвардия", поручает тебе очень важное дело. Ты знаешь, небольшая кучка журналистов пытается извратить историю "Молодой гвардии". Их публикации просочились в послесловия и аннотации к роману, в учебные пособия, а также в "Историю Великой Отечественной войны" издания 1961 года. Ты единственный из участников фильма, кто почти ежегодно бывает в Краснодоне. Тебя там знают местные партийные органы. Наконец, ты наш комиссар по фильму. Я отправляюсь в длительную командировку и поручаю это тебе. Надо разобраться...
         Приехав на этот раз в Краснодон, я понял, что останавливаться у Кошевых, как прежде, нельзя.
         Краснодонцы атаковали меня! В гостиничный номер сплошным потоком стали приходить родители молодогвардейцев, свидетели событий, делегации шахтеров, учителей и школьников. Долго и обстоятельно я беседовал с бывшим членом "Молодой гвардии" Радием Петровичем Юркиным. Все они, не скрывая своего возмущения, требовали, ответа - почему пересматривается история "Молодой гвардии"? Почему литературоведы разжигают недоверие к роману Фадеева? Как и во время съемок фильма, все по-прежнему называли меня "Олегом". Мы решили действовать сообща. Заручившись поддержкой краснодонцев, я поехал в областной город Ворошиловград.
        После посещения Ворошиловграда и Краснодона общая картина стала для меня как никогда ясной - никаких "новых данных" не существовало.
        По приезде в Москву я отправился в журнал "Юность". Там я встретился с замредактора журнала Сергеем Николаевичем Преображенским. Обратился к нему не случайно. С.Н.Преображенский, близкий друг и соратник Фадеева, после смерти писателя много работал над его творческим наследием. Он собрал почти все письма писателя, которые в 1967 году в издательстве "Советский писатель" вышли отдельной книгой - "Александр Фадеев. Письма". Часть писем была обобщена в замечательной книге "Повесть нашей юности" *о творчестве А.А.Фадеева вышла еще одна книга С.Н.Преображенского - "Недопетая песня" (изд-во "Современник", 1977г.).
        С первых же слов Сергей Николаевич быстро все понял.
       - Мы напишем статью и дадим отпор всем, кто пытается извратить историю "Молодой гвардии" и подорвать авторитет фадеевского романа, - заявил он.
       После обстоятельного разговора мы расстались.
       Через полмесяца я опять пришел в редакцию журнала "Юность".
       - Так и знал, что ты придешь, - улыбнулся Сергей Николаевич, когда я зашел к нему в кабинет. - Я лично уже успел побывать в Ворошиловграде и в Краснодоне. Можешь не беспокоиться. Статью я уже закончил.
       - Могу сообщить тебе радостную весть, - переменил он тему разговора, - по решению партии и правительства в центре нашей столицы на Миусской площади скоро будет открыт памятник Фадееву.
       Мне пришлось присутствовать на открытии памятника А.А.Фадееву в Москве. Оно состоялось 25 января 1971 года на Миусской площади. Я положил тогда красные гвоздики к подножию скульптурной группы молодогвардейцев, к подножию партизан-конников и, конечно, к подножию памятника писателю.
       Статья С.Н.Преображенского опубликована в журнале "Юность", №2 за 1970 год и называлась: "Еще раз о "Молодой гвардии"(роман и история)".
       Начиналась статья с моего возмущенного письма. В ней был дан достойный отпор многим измышлениям и версиям, касающимся истории "Молодой гвардии".
(продолжение следует)
                                         

Комментарии

Популярные сообщения

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: е...

Иосиф Дик. Детский рассказ "Про Вову Тарелкина" и его злоключения

Жил-был в одной школе Вова Тарелкин. В общем, это был неплохой мальчишка, однако и не совсем хороший. Дело в том, что Вова страшно любил ругаться. И ругался он через каждое слово. Такие слова, как "псих ненормальный", "дурошлеп", "индюк", летали вокруг Вовы, как осы, и очень больно жалили его друзей. А на днях к Вовиному языку прикрепилось новое словечко: "черт". Бабушка не раз говорила: "И что ты, Вовка, болтаешь!  Знай: ведь мягкое слово кость ломает, твердое - гнев возбуждает!"  Но Вова на эти уговоры не обращал никакого внимания. И вот однажды вечером бабушка постелила внуку постель и велела сейчас же ложиться. А Вова Сказал: - А ну ее к черту, эту кровать!  Все спать, спать, а когда же телевизор смотреть? - Всему свое время, - ответила бабушка. - А вот будешь черта поминать, он возьмет к тебе и явится. Хлопот тогда не оберешься! Но, забравшись в кровать, Вова только расхохотался. - Эх ты, бабка, бабка...  темнота! - сказ...

И. Вергасов. Сибирячка. Отрывок из романа "Начало"

  ...Ангара выбросила на берег троих плотовозов. Самого высокого, молодого взял к себе папаня Ульяны. Лежал незнакомец в теплой каморке с маленьким оконцем чуть ли не у самого потолка. В середине дня солнечный свет пучком падал на его густые каштановые волосы, на высокое чело, освещая серые болезненные глаза. Ульяна кормила его с ложечки, поила парным молоком. Он с детской простотой открывал рот, послушно пил. Ночами метался на лежанке, стонал. Девичье сердце готово было разорваться от жалости  и боли. Из Даурии приехал его отец, Матвей Иванович, человек небольшого роста, с шустрыми и всевидящими глазами. Вместе с ним и выхаживали Николая.    Матвей Иванович ее ни о  чем не спрашивал, долго и молчаливо изучал. Лишь когда Николай смог самостоятельно сидеть на лежанке, ни с того ни с сего спросил:    - Детушка, ты при женихе аль вовсе никого у тебя?    Растерялась, зарделась, смяла уголок передника.    - Ясно и понятно. П...

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всесторон...

Достопримечательности Москвы в рисунках художника А. Салтанова. 1985 год

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Создан в 1818 году по проекту скульптора Ивана Мартоса. Москва. Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.  Скульптор С.М.Орлов, архитекторы А.И.Антропов и Н.Л.Штамм. Олимпийский Мишка - символ Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Памятник "Рабочий и колхозница", павильон, ВДНХ. Скульптор Вера Мухина. Памятник Владимиру Маяковскому на площади Маяковского в Москве.  Открытие состоялось 29.06.1958 года. ДАЛЬШЕ смотреть и слушать фото, рисунки, советские песни о Москве