К основному контенту

Владимир Иванов. Самая дорогая роль

(продолжение)
       Глава 18.
       Опять автомобильные фары высвечивают черную степь. Нас везут со съемочной площадки в город на тех же самых трофейных немецких грузовиках. На меня кто-то накидывает тулуп.
        Неожиданно машины останавливаются. Оказалось, что краснодонцы не ушли домой. Они ждут нас на дороге. Мы помогаем им сесть в машины. Они со слезами начинают нас целовать, как будто мы только что воскресли из мертвых.
        Кто-то запевает: "По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед..."
        Пока едем до Краснодона, все хором поем патриотические песни. Я петь не могу. У меня не хватает дыхания. Чувствую себя очень скверно и боюсь, что вот-вот потеряю сознание.
        На машинах нас подвозят к общежитию. Здесь мы расстаемся с краснодонцами.
        В коридоре нас встречает администратор Иосиф Боярский. Он предлагает всем тройной одеколон, чтобы растереть тело после холода.
        Но сам я растираться не в силах. Мне трут руки, ноги, спину, шею...
        - Как вы себя чувствуете? - спрашивает медсестра в белом халате.
        - Очень плохо. Я весь дрожу.
        - Почему? Вам холодно?
        - Нет. Мне очень жарко. Я хочу пить.
        - Это нервное. Придется вам принять лекарство.
        Она дает мне таблетки. Я запиваю их водой.
        Кто-то приносит мне котелок с теплой пшенной кашей. Я быстро уничтожаю содержимое котелка.

        В голове у меня туман. Прошу уложить меня спать. Мне дают выпить сто граммов спирта, ведут в какую-то комнатушку и укладывают в постель. Я быстро засыпаю. Заснул очень крепко - будто умер. Спал я беспробудно около суток.
        Когда проснулся и пришел в себя, прежде всего спросил, где сейчас Сергей Аполлинариевич?
        Оказалось, что Герасимов и Рапопорт вылетели в Москву срочно проявить материал и посмотреть его на большом экране.
        После съемок сцены "казни" я опять перешел жить в дом Кошевых.
        Через три дня вернулись Герасимов и Рапопорт. Они оба были довольны результатом просмотра.
        Съемки в Краснодоне постепенно подходили к концу.
        Мне показалось, что мы прожили в Краснодоне совсем мало. Удивительная жизнь актера! Он постоянно думает над чужой судьбой, над чужими обстоятельствами, а его собственная жизнь становится короткой, как жизнь мотылька.
        Итак, съемки в Краснодоне закончены. Нам объявили, что завтра утром киногруппа едет в Москву.
        Елена Николаевна и бабушка Вера Васильевна не спят с полуночи. Они что-то пекут и жарят мне на дорогу.
        Мой фронтовой чемодан полон записей, и поместить в него продукты, которые приготовили Елена Николаевна и бабуля Вера, совершенно невозможно. Отказаться от них тоже нельзя. Поэтому для продуктов специально отыскали мешок. Дядя Коля принес почти полное ведро яблок. Тетя Марина тоже что-то принесла. В мешок складываются жареные утка и курица, самодельная кабачковая и баклажанная икра в стеклянных банках, домашняя колбаса, пирожки с различной начинкой, яблоки и пр.
       Я отказываюсь, но Елена Николаевна и бабушка уговаривают меня:
       - Угостишь товарищей. А не возьмешь, обидимся на всю жизнь...
       Наступило время прощания. После многочисленных пожеланий, наказов и поцелуев я сел в машину. Грузовик тронулся. Но в это время все увидели, что вслед грузовику по дороге что есть силы бежит бабушка Вера Васильевна и машет руками. Что-то случилось, останавливаемся.
       Бабушка Вера просит подождать - она забыла отдать мне мешочек с тыквенными семечками.
       Наконец, довольно большой мешочек попал мне в руки, и машина опять трогается.
       Стоя на дороге, плачет бабушка Вера. Рядом с ней плачет Елена Николаевна. Они машут на прощание руками.
       После выхода фильма на экраны я часто бывал в Краснодоне. Фильм породнил меня с краснодонцами в полном смысле этого слова.
       Нередко приезжали ко мне в гости в Москву Елена Николаевна, дядя Коля, оставшиеся в живых молодогвардейцы, члены их семей и просто жители города. Я постоянно переписываюсь с Еленой Николаевной и стараюсь, по мере возможности, чаще бывать в Краснодоне и в Ворошиловграде, и, когда мне это удается, такая поездка становится для меня праздником.
(продолжение следует)

Комментарии

Популярные сообщения

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: е...

Изысканный стиль в женской моде в Belle Èpogue на рубеже XIX и ХХ веков

    Белый танец. Худ. Ж. Ави. 1903. Прекрасная эпоха (Belle Èpogue) благоволила прекрасным дамам. Стиль модерн с его мягкими, плавными линиями подчеркивал соблазнительные изгибы женской фигуры и при этом оказался достаточно разнообразен, чтобы предоставить красавицам полную свободу для самовыражения. К тому же благодаря техническому прогрессу арсенал модельеров пополнился новыми тканями и отделками.  Июньский номер модного парижского журнала Un Chic Parisien 1909 года рекомендовал читательницам выбирать шляпы, декорированные розами. Женскую одежду шили из мягких, струящихся вариаций шелка: крепдешина, шифона, тафты, а также создающих мягкие складки репса и бархата. Невесомые пайетки и бисер заменили популярную в XIX веке отделку с использованием тяжелых драгоценных камней и самоцветов, лишний блеск приглушался тюлем и шифоном. Важная особенность нарядов той эпохи – многослойность и комбинация нескольких видов декора... Воланы, вышивка, аппликация, тяжелые ткани типа парчи...

Иосиф Дик. Детский рассказ "Про Вову Тарелкина" и его злоключения

Жил-был в одной школе Вова Тарелкин. В общем, это был неплохой мальчишка, однако и не совсем хороший. Дело в том, что Вова страшно любил ругаться. И ругался он через каждое слово. Такие слова, как "псих ненормальный", "дурошлеп", "индюк", летали вокруг Вовы, как осы, и очень больно жалили его друзей. А на днях к Вовиному языку прикрепилось новое словечко: "черт". Бабушка не раз говорила: "И что ты, Вовка, болтаешь!  Знай: ведь мягкое слово кость ломает, твердое - гнев возбуждает!"  Но Вова на эти уговоры не обращал никакого внимания. И вот однажды вечером бабушка постелила внуку постель и велела сейчас же ложиться. А Вова Сказал: - А ну ее к черту, эту кровать!  Все спать, спать, а когда же телевизор смотреть? - Всему свое время, - ответила бабушка. - А вот будешь черта поминать, он возьмет к тебе и явится. Хлопот тогда не оберешься! Но, забравшись в кровать, Вова только расхохотался. - Эх ты, бабка, бабка...  темнота! - сказ...

И. Вергасов. Сибирячка. Отрывок из романа "Начало"

  ...Ангара выбросила на берег троих плотовозов. Самого высокого, молодого взял к себе папаня Ульяны. Лежал незнакомец в теплой каморке с маленьким оконцем чуть ли не у самого потолка. В середине дня солнечный свет пучком падал на его густые каштановые волосы, на высокое чело, освещая серые болезненные глаза. Ульяна кормила его с ложечки, поила парным молоком. Он с детской простотой открывал рот, послушно пил. Ночами метался на лежанке, стонал. Девичье сердце готово было разорваться от жалости  и боли. Из Даурии приехал его отец, Матвей Иванович, человек небольшого роста, с шустрыми и всевидящими глазами. Вместе с ним и выхаживали Николая.    Матвей Иванович ее ни о  чем не спрашивал, долго и молчаливо изучал. Лишь когда Николай смог самостоятельно сидеть на лежанке, ни с того ни с сего спросил:    - Детушка, ты при женихе аль вовсе никого у тебя?    Растерялась, зарделась, смяла уголок передника.    - Ясно и понятно. П...

Достопримечательности Москвы в рисунках художника А. Салтанова. 1985 год

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Создан в 1818 году по проекту скульптора Ивана Мартоса. Москва. Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.  Скульптор С.М.Орлов, архитекторы А.И.Антропов и Н.Л.Штамм. Олимпийский Мишка - символ Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Памятник "Рабочий и колхозница", павильон, ВДНХ. Скульптор Вера Мухина. Памятник Владимиру Маяковскому на площади Маяковского в Москве.  Открытие состоялось 29.06.1958 года. ДАЛЬШЕ смотреть и слушать фото, рисунки, советские песни о Москве