К основному контенту

Колька и Наташа


Леонид Конторович
Часть 3
Глава 23
Думайте о рабочем люде
   Мария Ивановна вставала очень рано. Надо было подготовить Кольку и Наташу к заводу, собрать им завтрак и сварить на ужин какой-нибудь суп.
   Продукты по карточкам выдавали нерегулярно. Город все еще находился на строгом пайке и испытывал острый недостаток в продовольствии. Надо было думать и о Каланче, который уже вышел из детдомовского возраста и нуждался в особом присмотре.
   Мария Ивановна видела, как ребята стремятся к труду, добиваются права стать полноценными рабочими. Уже не раз она намеревалась побывать в столовой, где они работали. Сегодня она решила сходить туда.
   Обо всем этом никто из подростков не подозревал.
   Мария Ивановна предполагала прийти в столовую в первой половине дня, но задержалась. Только в четвертом часу она направилась на завод. Столовую уже закрыли. Она постучала. На стук появилась веселая Зинка. Толстушка, не дав себе труда выслушать Марию Ивановну, весело объявила:
   - Обедов нет, все подчистую съели!
   - Мне к повару Степану Степановичу.
   Зинка поправила свои кудряшки.
   - Он пошел в лечебницу, на ногу жаловаться, мозжит она у него.
   Мария Ивановна кивнула головой.
   - Хорошо, хорошо. Я мать Наташи и Коли, и мне хотелось бы поглядеть, как они у вас тут...
   - Коля, Наташа, к вам пришли! - крикнула Зина.
   Мария Ивановна застала подростков за мытьем полов в обеденном зале. Колька и Каланча неумело выжимали тряпки. Наташа скребла половицу. Неподалеку от них, рядом со сдвинутыми к стене столами и скамейками, трудилась уборщица. При виде Марии Ивановны ребята почему-то смутились.
   Мария Ивановна ободряюще улыбнулась:
   - Я вам не помешаю?

   Колька тихо ответил:
   - Нет, тетя Маша.
   Зинка уже успела разнести по кухне весть о приходе матери Наташи и Кольки, и в раздаточное окно высунулись лица судомоек.
   Мария Ивановна осмотрела зал. Он имел неприглядный вид: стены давно не белились, потемнели, окна грязные.
   Осуждающе покачав головой, Мария Ивановна подозвала Наташу. Наташа сразу поняла, что предстоит неприятный разговор.
   - Как же вы, доченька, с этим миритесь? Народу у вас хватает, а порядку мало...
   - Тише, мама, - умоляюще попросила Наташа. - Люди обидятся!
   Но Мария Ивановна не собиралась молчать.
   - Обидятся? На кого? На себя? Смотри, как плакаты мухами засижены. А паутина по углам. И ни одного цветка в зале... Эх вы...
   Кто знает, во что вылился бы разговор, но в коридоре послышался стук деревяшки, и в зал вошел Степан Степанович. Он был не в духе.
   - Кто скомандовал прекратить уборку? - не обращая внимания на чужого человека, грозно нахмурил он брови-кустики. - А ну, за работу!
   Его немедленно послущались. Только тогда Степан Степанович, прикрыв один глаз, другим испытующе вперился в Марию Ивановну.
   - Что нужно?
   Мария Ивановна поздоровалась и объяснила причину своего появления.
   Узнав, что женщина приходится близким человеком подросткам, Степан Степанович смягчился и пригласил ее к себе в клетушку. Беседа вначале протекала мирно, но услыхав от Марии Ивановны ее замечания, Степан Степанович вспылил.
   - Отставить вредные разговорчики! Голова кругом ходит, как бы накормить людей. Не  до жиру...
   Трудно было Марии Ивановне успокоить его.
   - Степан Степанович, милый вы человек, - говорила она. - Вы много делаете, но разве худо зал привести в порядок? Поверьте, народ будет вам очень благодарен.
   - Я что... Я не против. Только с какого фланга начать наступление?
   - Найдете немного мелу? Ну, а остальным я вам подсоблю...
   Через два дня рабочие корпусного цеха с удивлением наблюдали, как к цеховой столовой подъехала телега, нагруженная домашними цветами. Это Мария Ивановна вместе с Колькой и Наташей обошла квартиры рабочих, и их жены уступили часть цветов столовой.
   За ночь работники столовой выбелили зал, вымыли окна. И помещение на глазах у всех преобразилось. Колька, Наташа и Каланча обернули цветочные горшки бумагой.
   Степан Степанович был очень доволен. Тут и там раздавался бойкий стук  его деревянного обрубка.
   - Как к параду готовимся! - весело объявлял он.
   ...А через месяц стало известно, что Кольку, Каланчу и Наташу переводят в заклепочный цех. Для ремонта буксира не хватало заклепок, цех не выполнял задания, он нуждался в рабочих.
   В числе других решили послать туда и подростков, которые настойчиво просили об этом.
(продолжение следует)

Комментарии

Популярные сообщения

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: е...

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всесторон...

Семен Коган. Стихи. Тропинка-торопинка

« Государственная Третьяковская галерея. И.И.Левитан (1860-1900). Осень. 1890-е годы. » на Яндекс.Фотках Семен Коган ТРОПИНКА - ТОРОПИНКА Торопи меня, Тропинка, Торопи, То травинкой, То тростинкой Тереби, Помани меня, Тропинка, Топольком, То былинкой, То рябинкой, То пеньком. Ты петляешь - То на горку, То с горы. У костра, Смотри, Тропинка, Не сгори. Вот нырнула Прямо в речку На бегу - Я тебя Постерегу На берегу, И пока Не искупаешься В реке, Буду Хвостик твой Держать В своей Руке. Я тропинку- Торопинку Тороплю, Я ведь сам Неторопливых Не терплю!

И. Вергасов. Сибирячка. Отрывок из романа "Начало"

  ...Ангара выбросила на берег троих плотовозов. Самого высокого, молодого взял к себе папаня Ульяны. Лежал незнакомец в теплой каморке с маленьким оконцем чуть ли не у самого потолка. В середине дня солнечный свет пучком падал на его густые каштановые волосы, на высокое чело, освещая серые болезненные глаза. Ульяна кормила его с ложечки, поила парным молоком. Он с детской простотой открывал рот, послушно пил. Ночами метался на лежанке, стонал. Девичье сердце готово было разорваться от жалости  и боли. Из Даурии приехал его отец, Матвей Иванович, человек небольшого роста, с шустрыми и всевидящими глазами. Вместе с ним и выхаживали Николая.    Матвей Иванович ее ни о  чем не спрашивал, долго и молчаливо изучал. Лишь когда Николай смог самостоятельно сидеть на лежанке, ни с того ни с сего спросил:    - Детушка, ты при женихе аль вовсе никого у тебя?    Растерялась, зарделась, смяла уголок передника.    - Ясно и понятно. П...

Практические советы садоводов-любителей – читателей журнала "Цветоводство"

Кларкия ЗИМНИЙ ПОСЕВ ЛЕТНИКОВ. Для этого подходят холодостойкие виды – календула, кларкия, космея, астра китайская, иберис. В сентябре-октябре почву глубоко перекапывают и одновременно заготавливают легкую перегнойную землю или торф для заделки семян. Лучше всего сеять в январе-феврале, так как снежный покров в это время наиболее высокий – 50-70 см. На его поверхности делают борозды глубиной 12-15 см, куда высеивают семена. Затем их мульчируют приготовленными с осени и прогретыми до комнатной температуры землей или торфом. При зимнем посеве всхожесть семян – 96-98 %, растения бывают более устойчивыми к заболеваниям и вредителям, а цветение наступает на 2-3 недели раньше, чем обычно. Пион СУБСТРАТ ИЗ ОПИЛОК. Уже давно успешно использую  опилки при выгонке  т ю л ь п а н о в   и   н а р ц и с с о в, для проращивания семян  п и о н о в. Ящики с таким субстратом значительно легче, чем с земляной смесью. В полиэтиленовый мешочек с влажными опилками складыва...