К основному контенту

Колька и Наташа


Леонид Конторович
Часть 3
Глава 31
Как мастер "обмывал" Кольку
   Колька и Наташа с трудом выбрались из весело шумящей очереди и неподалеку от кассы пересчитали деньги: первая получка в заклепочном цехе!
   - Коля, как много! - восторженно закружилась на одной ноге Наташа.
   И хотя денег было совсем не так уж много, Колька сам готов был пуститься в пляс. Но рабочему-нагревальщику не положено.
   - Маме ситец на платье - раз, - загибала Наташа палец, - тебе косоворотку - два.
   Колька протестующе поднял руку:
   - У тебя башмаки прохудились.
   - Помолчи! Прохудились! Какой ты рабочий без косоворотки? Остальные на продукты.
   Колька посмотрел на Наташины разбитые парусиновые туфли.
   - Ты получишь ботинки! Давай деньги!
   - Если на меня тратить - не дам! - Наташа спрятала за спину кулак с деньгами.
   Колька махнул рукой.
   ...На улице было солнечно. После короткого дождя трава посвежела, стала ярко-зеленой. Дышалось легко. Ветер разогнал тучи, и голубое небо с редкими облаками отражалось в лужах.
   - Здрасте, - неожиданно раздался рядом нетвердый голос мастера Грачева, - а вот и мы.
   Грачев был навеселе. В шелковой кремовой косоворотке, опоясанной красным шелковым шнуром с кистями, в блестящих лакированных сапогах мастер выглядел празднично - будто на ярмарку собрался.
   - Пошли, - положив свою толстую руку на плечо мальчика, пригласил он, - за тобой должок!
   - Куда! Какой должок? - пытался вывернуться Колька.
   - Как куда? Хитер! Обмывать!
   - Кого обмывать? - еще больше удивился Колька.
   - Ишь ты, - подмигнул Грачев и, показывая большие желтые зубы, рассмеялся, - тебя, дорогуша. Эх, зеленый ты. Порядок такой спокон веков. Я тебе помог? Помог! То-то же, выходит, должок. Пошли к дяде Ване.
   - Никуда он не пойдет, - бросилась на защиту друга Наташа. - Нам в лавку, обновы покупать. Идем, Коля!
   Мастер не обратил внимания на ее слова. Он еще крепче вцепился в плечо Кольки и потянул его за собой.
   Наташа безбоязненно налетела на Грачева, схватила за кремовую рубашку.

   - Как вы смеете? Отпустите Колю. Коля, уходи от него!
   Но Колька вдруг по совершенно непонятной для Наташи причине поощрительно улыбнулся мастеру, а ей сказал: "Иди домой!" Наташа растерянно шла за ними, не зная, что думать.
   У пивной Грачев ухмыльнулся Наташе и, ловко втолкнув Кольку в распахнутую дверь, сказал:
   - А вот и дядя Ваня!
   ...Наташа так и не поняла случившегося. Досада на Кольку, на себя и злость на мастера душили ее. Крупные слезы текли по щекам. Она не могла знать, что Кольке в последнюю минуту пришла в голову нелепая мысль: попытаться в пивной выведать у мастера, что он перевозит в бочке с помоями и зачем тайком от людей посещает литейку.
   ...Пьяные возгласы, звон кружек и какой-то сладковато-тошнотворный запах, перемешанный с дымом от табака, поразили Кольку. Ему захотелось бежать отсюда. Но он вспомнил о своем замысле и, преодолевая отвращение, подчинился мастеру, который подтолкнул его к пустовавшему столику.
   Грачев смахнул со столика остатки воблы, плюхнулся на стул, постучал грязной вилкой и крикнул официанту:
   - Любезный!
   Заглядывая в глаза Кольке, он продолжал:
   - Правильно, что обмываешь, уважительный парень, то, что было промеж нас, забудь! Забудь!
   Колька молчал, лихорадочно обдумывая, как поскорее и лучше сделать свое дело и убежать.
   Им принесли две высокие кружки, сушеную воблу и тарелку с солеными помидорами. Размер кружки испугал Кольку. Грачев ободряюще подмигнул Коле и, к величайшему его ужасу, достав из кармана бутылку водки, наполнил кружки чуть повыше половины. Отставив опорожненную бутылку, он скомандовал:
   - Бери! Дай бог не последнюю, - Рыжий козел стукнул о Колькину кружку, прильнул к своей ртом и не отрывал губ, пока не выцедил до дна.
   И снова Кольку охватил ужас. Еще не выпив, он почувствовал, что его начало тошнить.
   - Пей! - приказал Грачев, очищая воблу. - Пей!
   Колька не хотел пить. Он оглянулся, словно ища помощи.
   Но кругом все были заняты: пили, шумели, курили.
   - От крещения нельзя отказываться, все так начинали заводскую жизнь! Пей! - настаивал Грачев.
   И Колька поднес ко рту посудину.
   - До дна, до дна! - требовал мастер.
   Но Колька смог сделать всего несколько глотков и схватил помидор.
   - А ты, брат, молодец, свойский, - приговаривал Рыжий козел.
   У Кольки закружилась голова. "Ну, вот и выведал тайну", - со злорадством подумал он о себе.
   К ним то и дело подходили знакомые мастера, шутили и посмеивались над захмелевшим Колькой.
   - Эх, братцы, не в нас пошел народ, - ораторствовал мастер. - Силы в нем нет!
   Один из рабочих неодобрительно бросил:
   - Оставь ты мальца! Всю получку хочешь из него вытянуть?
   Грачев заорал:
   - У меня своих хватит!
   Откуда-то появился Красников, тоже пьяный, и набросился на Колькиного заступника. Потом он ругал Глеба Дмитриевича за рогожное знамя, кричал в самое ухо  мальчику, что Колька стервец, но работать мастак.
   Кольке стало совсем плохо, и он стремглав, задевая стулья, выскочил на улицу.
(продолжение следует)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадет

Оглавление повести "Колька и Наташа" Л.Конторовича

Об авторе и его книге   Часть 1 Глава 1. Одиночество Глава 2. Перевоз Глава 3. Что делать? Глава 4. Случай на барже Глава 5. Андрей Иванович Остров Глава 6. Первое знакомство Глава 7. О чем говорил ездовой Глава 8. В ревкоме Глава 9. Наташа Глава 10. У Марии Ивановны Глава 11. Новое дело Глава 12. Поход за топорами и пилами Глава 13. Кто в красном доме живет Глава 14. Наташа недовольна Глава 15. Разные бывают встречи Глава 16. Бой Глава 17. Дома Глава 18. Накануне именин Глава 19. События на Волге Глава 20. Что было дальше на Волге Глава 21. Колька и Генка Глава 22. Нужна ли музыка? Глава 23. Отчего подох Пират Глава 24. Крылья смерти Глава 25. Деньги на коньки Глава 26. Утренний поход Кольки Глава 27. Беспризорники Глава 28. Куда исчез Колька? Глава 29. Неплохие ребята Глава 30. Нитки волшебника Глава 31. На чердаке Глава 32. На помощь! Глава 33. Колька готовится бежать из госпиталя Глава 34. Домой Глава 35. Детдом Глава 36.

4 - число удивительное

   Пифагор и его ученики, жившие в VI веке до нашей эры, считали числа очками, из которых состоит мир. И важнейшим из чисел им представлялось число 4, которое "позволяет телу вселенной стать трехмерным". Многие мистические построения пифагорейцев отвергнуты наукой, но некоторые нашли себе поразительные подтверждения. Так, в частности, произошло с числом 4. Об этом свидетельствуют материалы, присланные в редакцию Б.Эрдниевым из Элисты и А.Викторовым из Москвы. * Молекула воды - тетраэдр с четырьмя полюсами электрических зарядов. Структура льда образуется так, что каждая водяная молекула в нем окружает четыре других, образуя тетраэдр.    Для твердых тел роль числа 4 не менее значительна, чем для воды. Минерал кварц - это двуокись кремния, в которой каждый атом кремния соседствует с четырьмя другими. Выходит, как это ни парадоксально, вода структурно похожа на кварц. * Кристаллы прочнейшего минерала алмаза представляют собой четырехгранники (тетраэдры). * Любую географиче

Нестор - попугай-убийца

  В нашем представлении попугай - это не особо умная птицы, отличающаяся ярким, крикливым оперением и способностью  членораздельно , но бессмысленно повторять услышанные слова и даже целые предложения. Живут попугаи, как водится, в жарких и влажных тропиках, по соседству с обезьянами и прочими экзотическими для нас животными, и в зоопарках. Вот, пожалуй, и все. В общем и частном, подобное представление о попугаях достаточно верное. Но как известно, нет правил без исключений... КЕА     Одним из таких исключений является попугай нестор. Нестор в данном случае не имя собственное, а название рода.  Из шести видов, представляющих род несторов, два уже вымерли, а из оставшихся в живых наибольший интерес представляет  горный попугай кеа.     Этот попугай живет только а Новой Зеландии и коренным образом отличается от своих африканских , южноамериканских и даже новозеландских собратьев. Начиная с того, что в Новой Зеландии кеа достаточно много. Так много, что зоологи держат его в К

Изобретательство и цивилизация. История промышленного шпионажа

Разговор о патентном деле    "Как-то в холодную зимнюю ночь снег падал большими хлопьями, а от завода далеко распространялся красноватый отблеск. Человек крайне жалкого, нищенского вида ко входу в завод и просил дозволить ему отдохнуть и согреться около огня. Сердобольные рабочие знали, что строго воспрещено впускать посторонних, но у них не хватило духа отказать несчастному, и они дозволили мнимому оборванцу поместиться близ горна в уютном уголке. Если бы рабочие присмотрелись, то, конечно, заметили бы, что он притворился спящим, а между тем зорко следил за всем, что делалось...    Неизвестно, когда и как ушел с завода непрошеный тайный зритель производства стали, верно только то, что через несколько месяцев после этого не только на заводе Гонтсмана, но и на других заводах изготовлялась литая сталь".    Наивный промышленный шпионаж  XVIII века! Капиталист в нищенских лохмотьях, лично высматривающий производственные секреты  конкурента! Как далек от этого современный промыш