К основному контенту

Коля пишет Оле, Оля пишет Коле

Анатолий Алексин
Письма

Коля пишет Оля
   Дорогая Оля!
   Я получил все, что ты мне послала! Спасибо!
   С твоим денежным переводом сперва получилась целая история. Почтальонша не хотела выдавать мне деньги, потому что у меня нет никаких документов, "удостоверяющих личность получателя". Я принес ей свой школьный дневник, а она говорит:
   - Это не документ. Здесь нет карточки и печати!..
   Я ей говорю:
   - Хотите, все соседи подтвердят, что я и есть Коля Незлобин?
   А она мне отвечает:
   - Я их подтверждение к бланку не приколю. Тут номер паспорта нужно проставить и отделение милиции, где получали!
   Я ей говорю:
   - Но я его еще вообще не получал... Нет у меня паспорта!
   Тогда она вдруг спрашивает:
   - А к кому вы вписаны?
   И оказалось, представь себе, что каждый из нас вписан к кому-нибудь в паспорт: к отцу или к матери. Я этого раньше не знал. Я теперь, значит, вписан к отцу. А раньше, раньше, наверно, был у мамы...
   Я позвал отца, и он доказал, что я действительно вписан. Я даже заглянул к нему в паспорт, и оказалось, что я умещаюсь там, внутри, всего на одной строчке.
   Но зато уж и отец, и Елена Станиславовна, и даже Нелька успели заглянуть в твой перевод. И все трое очень удивились. Взрослые удивились молча, про себя, а Нелька сразу же вслух:
   - Тебе гонорар за какой-нибудь рассказ прислали?
   - Да, прислали... Представь себе! - ответил я.
   - Ближе, чем в Заполярье, его напечатать не могли?
   - Ты, Неля, нехорошо говоришь, - остановила ее Елена Станиславовна. - Ведь он уважает твое творческое призвание...
   Я спорить не стал: пусть думают, что уважаю. Но я чувствовал, что Елена Станиславовна не зря вдруг стала меня защищать, что она хочет подступиться ко мне с каким-то вопросом.
   В комнате она тихо, чтобы Нелька не слышала, спросила:
   - От кого эти деньги, Коля?
   - Там написано, - ответил я. - От одного друга!
   - Для чего они тебе? И на что ты собираешься их тратить?
   - Это мое дело!
   Тут вмешался отец:
   - Как ты смог убедиться сегодня, Николай, ты еще не вполне самостоятелен. Ты вписан в мой паспорт, и я, стало быть, отвечаю за твои поступки.
   - Тебе не придется за них отвечать. Я ничего плохого делать не собираюсь.
   - Почему же ты не можешь нам прямо сказать?
   Отец волновался. И, как всегда в таких случаях, у него начался кашель. И стал он сразу каким-то беспомощным: полез искать в карманах платок, не нашел его и прикрыл рот рукой, словно извиняясь за свой кашель.
   Мне показалось, что это я виноват в том, что бронхиальная астма стала душить отца. И я, чтобы он больше не волновался, сказал все, как есть на самом деле:
   - Я должен купить подарок одному маленькому мальчику. Честное слово! Можете проверить.
   - Мы не собираемся тебя проверять! Мы тебе верим... - сказала вдруг Елена Станиславовна.
   Может быть, она сказала это для того, чтобы успокоить отца. Или в самом деле поверила...
   Прости, Оля, что из-за меня не сможешь поехать в Ленинград.
   Передай привет Артамонову, раз он хотел бы со мной дружить, если бы я жил в Заполярье.
   Спасибо, Оля.
                                                                                                        Коля
Коля пишет Оле
   Дорогая Оля!
   Сегодня день рождения Тимошки.
   В газетах часто попадаются такие фразы: "В день шестидесятилетия... В день восьмидесятилетия..." Но о мальчишках так никогда не пишут и не говорят. А я свое обращение к Тимошке так прямо и начал:
   - В день твоего девятилетия ты, Тимофей, вполне заслужил два сюрприза, которые в общем-то нельзя назвать сюрпризами, потому что ты их очень давно ждал!..
   Еще за неделю до этого я спросил у Тимошки:
   - Ты к кому вписан: к маме или к папе?
   - Как это - вписан? - не понял Тимошка.
   Ну, я ему тоже объяснил, что каждый из нас обязательно к кому-нибудь вписан. И потребовал, чтобы он в воскресенье, когда приедут родители, выяснил этот вопрос. И еще, чтобы он попросил на одну недельку оставить дома тот паспорт, в который при рождении его вписали.
   - Они не оставят, - сказал Тимошка.
   - Тогда надо что-нибудь присочинить. В этом не будет ничего страшного, потому что потом ты расскажешь родителям и Феликсу всю правду.
   - Какую правду? Я сам ничего не знаю.
   Не торопись. В день своего девятилетия все узнаешь!
   - Мне паспорт не оставят, - упрямо твердил в тот день, неделю назад, Тимошка.
   - А ты скажи, что в школе хотят устроить проверку: кто к кому вписан. Понятно? Для этого и нужен паспорт. А мы потом все объясним.
   Когда Тимошка стал в воскресенье все это растолковывать своим родителям, в комнату неожиданно вошел Феликс. Он-то прекрасно знал, что в школах ничего такого не проверяют. Но промолчал. И только на следующий день, когда родители уехали к себе на рудник, сказал Тимошке:
   - Ну-ка, расскажи мне, что ты затеял. Для чего тебе нужен был мамин паспорт?
   - Я тебе в день рождения расскажу, - пообещал Тимошка. - Тут мне хотят какие-то подарки сделать...
   - Что, подарки уже стали по паспортам выдавать? Хорошо, договорились. Подожду до двадцать девятого. Только смотри не потеряй!
   - А куда мы понесем мамин паспорт? - спросил меня Тимошка в то утро, когда я поздравил его с девятилетием.
   - Туда, куда слетаются вести с разных концов света... Помнишь, что сказала Олина "посланка"?
   - А куда они слетаются?
   - Это я сейчас должен угадать на расстоянии! Раз неожиданная находка ждет тебя, дай мне руку!.. Это будет самое трудное отгадывание за всю мою жизнь. Учти и не дыши!
   Тимошка затаил дыхание, а я закатил глаза так сильно, как еще никогда не закатывал, и говорю:
   - Так! Все ясно... Скорей на главную почту! Именно туда слетаются вести с разных концов света: письма, газеты, телеграммы!
   Тимошка оглядывал улицы, будто хотел запомнить дорогу, по которой мы бежали.
   - А что там будет? Какой подарок? - спрашивал он меня на бегу.
   - Не знаю. Этого я не отгадывал...
   Наконец мы добрались до главной почты. Подошли к стеклянному окошку, где выдают письма до востребования. И я сказал Тимошке:
   - Давай мамин паспорт!
   Он протянул его мне, а я - девушке, сидевшей за стеклом.
   - Вот здесь, видите, написано: "Тимофей, Сын..." Ему письмо должно быть, этому "сыну Тимофею".
   Девушка стала быстро-быстро перебирать пальцами толстую пачку писем, открыток и извещений. Вытащила одно письмо и стала перебирать дальше.
   - Дальше не ищите, - посоветовал я. - Ему пока только одно письмо прислали...
   - Откуда вы знаете? - пожала плечами девушка. И перебрала пальцами всю пачку до конца.
   А потом протянула мне письмо и паспорт Тимошкиной мамы.
   Я думал, что девушка высунется из окошка, оглядит "сына Тимофея", удивится, что он уже получает письма до востребования, но она не удивилась и не стала выглядывать: ко всему уже привыкла.
   Я торжественно вручил письмо Тимошке:
   - На, возьми. Это первый подарок ко дню рождения. Ты его заслужил!
   - Прочти...- сказал оробевший Тимошка.
   - Нет, ты уж сам читай. На конверте же написано: "Тимофею". Значит, ты сам должен вскрыть и прочитать.
   Тимошка осторожно, чтобы не задеть лежавшее внутри письмо, надорвал конверт. И вытащил белый листок, на котором был написан твой, Оля, адрес. Всего полторы строчки... Но Тимошка очень долго изучал белый листок.
   Это письмо до востребования я послал три дня назад.
   Конечно, я мог бы просто сказать Тимошке, где ты сейчас живешь. Но мне показалось, что так интересней: Тимошка в день рождения получает письмо и твой долгожданный адрес прямо по почте, из стеклянного окошка, откуда еще никогда в жизни писем не получал!
   - "Операция МИО" завершена! - торжественно воскликнул я. - Мы нашли Олю.
   - Она долго будет там? - спросил Тимошка.
   - Много лет... Но это же замечательно! Мы ведь мечтали, чтобы в Заполярье жил какой-нибудь наш знакомый. И чтобы мы с ним переписывались!
   - Мы будем с ней переписываться? - обрадовался он.
   В общем, Тимошка нашел, как и обещала ему "посланка", самую дорогую для него находку: тебя, Оля! Хороший подарок ко дню рождения, правда? И он, мне кажется, не огорчился, что ты живешь сейчас в Заполярье. Не веришь, да? Но, честное слово, он не огорчился! Даже радостно так сказал:
   - Теперь я буду получать письма из Заполярья! У нас в классе никто не получает. Оля будет писать мне!..
   Он не сказал, что будет посылать тебе письма в ответ, потому что, наверно, как и я до минувшей осени, никому еще писем не посылал.
   - Дай мне адрес, а то потеряешь, - предложил я.
   - Нет, - коротко ответил Тимошка. И засунул письмо глубоко под пальто, в какой-то свой заветный карман.
   И мы пошли в магазин покупать двухколесный велосипед.
   Ребята всегда очень долго выбирают себе подарки, а Тимошка прямо ткнул пальцем в первый попавшийся велосипед и сказал:
   - Этот!
   - Может быть, взять другого цвета? - спросил я.
   - А какая разница? - по-взрослому, деловито ответил Тимошка.
   Когда велосипед был куплен, я сказал:
   - Это второй подарок от Оли!
   - От Оли?! - не понял Тимошка.
   - Она прислала деньги. Вот и все, - объяснил я.
   И мне показалось, что подарок стал для Тимошки гораздо дороже. Он сам вынес его на улицу... Но рассказать тебе, Оля, как Тимошка впервые сел и поехал на велосипеде, я не смогу, потому что он еще не поехал. В магазине негде было кататься, и на заснеженной улице тоже.
   Это было немного странно: мы несли по зимнему городу велосипед. Должно быть, люди так же удивленно оборачивались бы на нас, если б мы летом, в жаркий день, несли по улице зимние санки.
   Кажется, просьбу твою, Оля, я точно выполнил. Я не занял твое место в Тимошкиной жизни. А просто там хватило места для двоих - и для тебя, и для меня.
                                                                                                             Коля
Оля пишет Коле
   Дорогой Коля!
   Теперь ты можешь открыть мою посылку. Я, конечно, хорошо знаю, что именно там находится, но ты все-таки подробно опиши мне, как ты открыл ее, что там нашел и какое у тебя было в тот момент настроение. Мне это очень интересно узнать.
   Посылка укажет тебе путь к сюрпризу, который ты заслужил!
                                                                                                               Оля
   Ты пишешь, что Тимошка совсем не огорчился, когда узнал, что я уехала в Заполярье. Я думаю, что ты просто не заметил, не разглядел. Он ведь очень скрытный мальчишка. Не может быть, чтобы он совсем не огорчился...
(продолжение следует)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадет

Оглавление повести "Колька и Наташа" Л.Конторовича

Об авторе и его книге   Часть 1 Глава 1. Одиночество Глава 2. Перевоз Глава 3. Что делать? Глава 4. Случай на барже Глава 5. Андрей Иванович Остров Глава 6. Первое знакомство Глава 7. О чем говорил ездовой Глава 8. В ревкоме Глава 9. Наташа Глава 10. У Марии Ивановны Глава 11. Новое дело Глава 12. Поход за топорами и пилами Глава 13. Кто в красном доме живет Глава 14. Наташа недовольна Глава 15. Разные бывают встречи Глава 16. Бой Глава 17. Дома Глава 18. Накануне именин Глава 19. События на Волге Глава 20. Что было дальше на Волге Глава 21. Колька и Генка Глава 22. Нужна ли музыка? Глава 23. Отчего подох Пират Глава 24. Крылья смерти Глава 25. Деньги на коньки Глава 26. Утренний поход Кольки Глава 27. Беспризорники Глава 28. Куда исчез Колька? Глава 29. Неплохие ребята Глава 30. Нитки волшебника Глава 31. На чердаке Глава 32. На помощь! Глава 33. Колька готовится бежать из госпиталя Глава 34. Домой Глава 35. Детдом Глава 36.

4 - число удивительное

   Пифагор и его ученики, жившие в VI веке до нашей эры, считали числа очками, из которых состоит мир. И важнейшим из чисел им представлялось число 4, которое "позволяет телу вселенной стать трехмерным". Многие мистические построения пифагорейцев отвергнуты наукой, но некоторые нашли себе поразительные подтверждения. Так, в частности, произошло с числом 4. Об этом свидетельствуют материалы, присланные в редакцию Б.Эрдниевым из Элисты и А.Викторовым из Москвы. * Молекула воды - тетраэдр с четырьмя полюсами электрических зарядов. Структура льда образуется так, что каждая водяная молекула в нем окружает четыре других, образуя тетраэдр.    Для твердых тел роль числа 4 не менее значительна, чем для воды. Минерал кварц - это двуокись кремния, в которой каждый атом кремния соседствует с четырьмя другими. Выходит, как это ни парадоксально, вода структурно похожа на кварц. * Кристаллы прочнейшего минерала алмаза представляют собой четырехгранники (тетраэдры). * Любую географиче

Рынин Н. А. - популяризатор межпланетных путешествий

    В преддверии "Интеркосмоса". Неизвестное об известном    Имя профессора Ленинградского иститута инженеров путей сообщения Николая Алексеевича Рынина (1877-1942), "советского ученого в области воздухоплавания, авиации, космонавтики и начертательной геометрии" (БСЭ), хорошо знают историки техники. В частности, изданный в 1928-1932 годах его 9-томный труд "Межпланетные сообщения" - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космических полетов - до сих пор не имеет равных по занимательности (и обстоятельности) изложения и подбору уникальных сведений, фактов.     Куда меньше известно, что Н. А. Рынин одним из первых стал подходить к полетам в космос как к проблеме  не только чисто технической, инженерной, но и комплексной, требующей для своего решения концентрации огромных материальных, людских, интеллектуальных ресурсов. Так, в декабре 1927 года, выступая в Ассоциации инженеров (Ленинград) с докладом  о деятельности об

А. Рыжиков. Рассказ "Надежный друг"

Всем известно, как сообразительны собаки, как они преданы своему хозяину. Прошло несколько лет после случайной гибели моего помощника по сбору грибов, Майки, но и сейчас я часто вспоминаю четвероногого друга, не раз выручавшего меня из трудного положения. Как-то летом я пошел в заболоченные леса Шатурского района, прослышав о богатом урожае лесной малины и черной смородины. Майку я не взял с собой: грибы еще не появлялись, а находить ягоды она не умела. С утра было тепло, но с половины дня на чистом небе появились сплошные облака и закрыли солнце. Они не рассеивались весь день, затрудняя ориентировку. Добравшись до леса, я скоро набрел на ягодные места. Ягод было много, особенно черной смородины. Зайдешь в иное торфяное болотце, поросшее ивняком и багульником, и не знаешь, с какого куста собирать: куда ни глянешь, везде сплошными гирляндами висят крупные кисти черной смородины на согнувшихся под их тяжестью ветках Занявшись сбором ягод, я забыл обо всем остальном. Уже начинало