К основному контенту

Андре Моруа. "Об оптимизме"

 Андре Моруа

"Из "Писем к Незнакомке"

Об оптимизме

                 "...Любить достойных людей,.. избегать злых, пользоваться добром,

                     переносить  плохое и верить..."

     Вы упрекаете меня в оптимизме. Я действительно оптимист. Вы правы. Я склонен думать, что "все образуется". "Если бы ты падал в бездну, - говорил во время войны один из моих однополчан, - ты уповал бы на то, что дно ее устлано мягкой тканью и, вплоть до самого удара был бы сравнительно спокоен". Преувеличение, конечно!.. И тем не менее:

    1. Я не считаю, что жизнь совсем плоха. Я далек от этого. Я отказываюсь считать "ужасным№ человеческое существование. Оно действительно странное, мы летим на вращающемся комочке грязи в бесконечность, сами не знаем зачем, и мы, бесспорно, умрем. Таково фактическое положение вещей и следует его принимать мужественно. Проблема заключается единственно в том, что мы при этом можем и что должны делать.

   2. Я оптимист в том смысле, что полагаю возможным кое-что сделать. Улучшить свое

собственное существование и в каком-то смысле существование рода человеческого. Я верю в то, что огромный прогресс уже осуществлен. Человек в значительной степени подчинил себе и природу. Его могущество над миром несравненно больше, чем прежде. Пессимист скажет на это: "Да, но прекрасные изобретения используются для целей войны, и человечество вскоре уничтожит само себя". Не думаю, что это неизбежно. В известной мере это зависит от нас, и в основном мой оптимизм основан на доверии к человеку. Я знаю, что ему свойственно величие и следует взывать к лучшему, что есть в каждом человеке.

    3. Я признаю, что перед лицом каждого нового события я пытаюсь обнаружить то, что есть в нем хорошего, а не плохого, - это мое естественное побуждение. Пример, в силу обстоятельств у меня испортились отношения с влиятельным господином. Пессимист бы сказал: "Какой ужас, это повредит моей карьере!" Я же говорю себе: "Какое счастье, что я избавился от этого дурака!". Такова природа моего относительного оптимизма.

    Ален, а за ним и я поклялись быть оптимистами, потому что, если не взять себе за правило быть неисправимым оптимистом, тотчас же станет возможным оправдание самого черного пессимизма. Ибо отчаяние и дурное настроение означает несчастье и полнейший крах. Едва подумав о возможности падения, я падаю. Это называется головокружением, и народы подвержены ему так же, как отдельные люди. Если я думаю, что никак не могу повлиять на то, что делается в моей стране, я и в самом деле ничего не могу. В человеческом плане от меня зависит и ясность и буря, прежде всего во мне самом, но также и вокруг меня.

    Пессимизм заразителен. Считаю своего соседа нечестным, и, проявляя к нему подозрительность, я делаю его и нечестным и подозрительным. Учить надежде, а не страху - в этом тайна мудрецов античности. Наши современные мудрецы все это изменили и учат отчаянию, но только я не уверен в их мудрости.

    "Посмотрим, - говорит пессимист. - Вы полагаете, что вера в людей, в жизнь и есть мудрость? Разве это уже не привело вас к ужасным разочарованиям? Не стало вашей слабостью в непрестанной битве, имя которой жизнь? Не помогло ли злым, поскольку вы отказывались их признать таковыми?"

    Да, я все это признаю. Разочарования действительно постигли меня. В частности, на протяжении последних десяти лет ужасы фашизма, кровавая граница, разбившая мою родину на две части, ссылки, аресты близких людей, разграбление моего дома, измена в момент грозной опасности некоторых друзей дали мне достаточно оснований для сомнения в совершенстве мира.

    Ну что ж? Я и не верил никогда в совершенство. Я всегда знал, что злые люди существуют (почти всегда это или дураки, или несчастные), я всегда знал, что во времена бедствий толпа может стать жестокой и низкой. Мой оптимизм состоял и состоит только а следующем: я верю в возможность оказывать на события некоторое влияние, и если нам суждено, вопреки усилиям, испытать несчастье, мы можем преодолеть его тем, как мы его переносим. Декарт выразил это лучше, чем я: "Моим правилом было пытаться победить больше себя, нежели фортуну, и изменить мои желания, а не мировой порядок". Любить достойных людей, окружающих меня, избегать злых, пользоваться добром, переносить плохое и верить - таков мой оптимизм. Он помогал мне жить. Пусть он поможет и Вам. Прощайте.


Комментарии

Популярные сообщения

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: е...

Изысканный стиль в женской моде в Belle Èpogue на рубеже XIX и ХХ веков

    Белый танец. Худ. Ж. Ави. 1903. Прекрасная эпоха (Belle Èpogue) благоволила прекрасным дамам. Стиль модерн с его мягкими, плавными линиями подчеркивал соблазнительные изгибы женской фигуры и при этом оказался достаточно разнообразен, чтобы предоставить красавицам полную свободу для самовыражения. К тому же благодаря техническому прогрессу арсенал модельеров пополнился новыми тканями и отделками.  Июньский номер модного парижского журнала Un Chic Parisien 1909 года рекомендовал читательницам выбирать шляпы, декорированные розами. Женскую одежду шили из мягких, струящихся вариаций шелка: крепдешина, шифона, тафты, а также создающих мягкие складки репса и бархата. Невесомые пайетки и бисер заменили популярную в XIX веке отделку с использованием тяжелых драгоценных камней и самоцветов, лишний блеск приглушался тюлем и шифоном. Важная особенность нарядов той эпохи – многослойность и комбинация нескольких видов декора... Воланы, вышивка, аппликация, тяжелые ткани типа парчи...

Иосиф Дик. Детский рассказ "Про Вову Тарелкина" и его злоключения

Жил-был в одной школе Вова Тарелкин. В общем, это был неплохой мальчишка, однако и не совсем хороший. Дело в том, что Вова страшно любил ругаться. И ругался он через каждое слово. Такие слова, как "псих ненормальный", "дурошлеп", "индюк", летали вокруг Вовы, как осы, и очень больно жалили его друзей. А на днях к Вовиному языку прикрепилось новое словечко: "черт". Бабушка не раз говорила: "И что ты, Вовка, болтаешь!  Знай: ведь мягкое слово кость ломает, твердое - гнев возбуждает!"  Но Вова на эти уговоры не обращал никакого внимания. И вот однажды вечером бабушка постелила внуку постель и велела сейчас же ложиться. А Вова Сказал: - А ну ее к черту, эту кровать!  Все спать, спать, а когда же телевизор смотреть? - Всему свое время, - ответила бабушка. - А вот будешь черта поминать, он возьмет к тебе и явится. Хлопот тогда не оберешься! Но, забравшись в кровать, Вова только расхохотался. - Эх ты, бабка, бабка...  темнота! - сказ...

И. Вергасов. Сибирячка. Отрывок из романа "Начало"

  ...Ангара выбросила на берег троих плотовозов. Самого высокого, молодого взял к себе папаня Ульяны. Лежал незнакомец в теплой каморке с маленьким оконцем чуть ли не у самого потолка. В середине дня солнечный свет пучком падал на его густые каштановые волосы, на высокое чело, освещая серые болезненные глаза. Ульяна кормила его с ложечки, поила парным молоком. Он с детской простотой открывал рот, послушно пил. Ночами метался на лежанке, стонал. Девичье сердце готово было разорваться от жалости  и боли. Из Даурии приехал его отец, Матвей Иванович, человек небольшого роста, с шустрыми и всевидящими глазами. Вместе с ним и выхаживали Николая.    Матвей Иванович ее ни о  чем не спрашивал, долго и молчаливо изучал. Лишь когда Николай смог самостоятельно сидеть на лежанке, ни с того ни с сего спросил:    - Детушка, ты при женихе аль вовсе никого у тебя?    Растерялась, зарделась, смяла уголок передника.    - Ясно и понятно. П...

Достопримечательности Москвы в рисунках художника А. Салтанова. 1985 год

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Создан в 1818 году по проекту скульптора Ивана Мартоса. Москва. Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.  Скульптор С.М.Орлов, архитекторы А.И.Антропов и Н.Л.Штамм. Олимпийский Мишка - символ Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Памятник "Рабочий и колхозница", павильон, ВДНХ. Скульптор Вера Мухина. Памятник Владимиру Маяковскому на площади Маяковского в Москве.  Открытие состоялось 29.06.1958 года. ДАЛЬШЕ смотреть и слушать фото, рисунки, советские песни о Москве