XII, Ленин провидец.
(речь Зиновьева в феврале 1924 года)
Нет ни одной области, к которой самым близким образом не подошел бы В.И. и в которой он не сказал бы чего-либо пророческого. Переберите важнейшие темы: Ленин и рабочий, Ленин и крестьянин, Ленин и каждая кухарка, которая должна, по его мнению, научиться управлять государством, Ленин и молодежь, Ленин и работница, Ленин и Красная Армия, Ленин и советское государство, Ленин и народное образование, Ленин и дети, Ленин и профсоюзы, Ленин и Парижская Коммуна и т.д. Все эти темы обогатил В.И., в каждой из этих областей он сказал свое новое слово, на каждую из этих тем можно (и должно) написать целую книгу. Во всех этих областях В.И. был провидцем.
Никто не относился так отрицательно к громким словам, как В.И., и он первый запротестовал бы, если бы его назвали пророком и ясновидцем. Да, это затасканное слово и действительно мало подходит к облику В.И. Но все же нельзя не изумляться тому, сколько подлинного предвидения проявил В.И. Повидимому, это так и бывает: когда на рубеже двух эпох родится человек, которого мозг и сердце воплощают все, что есть лучшего и передового
во всем человечестве, в передовом его классе, в данном случае - в рабочем классе, то он сам этого не замечает, и, как нечто самое обыкновенное, разбрасывает вокруг себя предсказания, а изумленное человечество смотрит и видит, как мало-помалу исполняется то, что он предсказал.
Возьмите вопрос: пролетариат и крестьянство, соотношение классов в революции, разве то, что сказал на этот счет В.И., не есть настоящее пророчество? Если в 90-х годах предсказать основное соотношение, основную координацию двух великих классов: крестьянства и рабочих в великой стране, обнимающей 150 миллионов населения, если это предсказать и если это исполняется точка в точку, разве это не есть великое историческое предвидение?. Если мы возьмем его идею гегемонии пролетариата, - разве мы не увидим, что он пронес эту идею через три революции, пропагандировал ее четверть века? А кто же теперь не видит, что это была не выдумка литератора, а предвидение великого ума? Когда В.И. в 1914 г. сказал о превращении империалистической войны в гражданскую, разве это не было великим пророчеством, великим предвидением? Когда это было сказано в 1914 г. в первый раз, то нельзя было найти, пожалуй, даже десятка человек во всем мире, которые бы этому поверили. Даже в нашей собственной партии нельзя было их найти: почти все считали, что это революционное увлечение, и только.
В 1894г. В.И. написал свое первое крупное произведение, задержанное царской цензурой и опубликованное только несколько месяцев тому назад: "Что такое друзья народа?" Ему было тогда только 25 лет, он был молодым революционером, только что появившимся на арене, молодым орленком с неотросшими еще крыльями. Рабочий класс был тогда еще слаб, партии не было; и вот Ильич в конце этой книги бросает пророческие слова: "Когда передовые представители его (рабочего класса) усвоят идеи научного социализма, идею об исторической роли русского рабочего, когда эти идеи получат широкое распространение и среди рабочих создадутся прочные организации.., тогда русский рабочий, поднявшись во главе демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции".
Это говорилось в 1894г., 30 лет тому назад, в годы неслыханной царистской реакции. Разве это не великое предвидение? В.И. в течение 30 лет дальнейшей своей деятельности только и делал, что развивал эту одну маленькую фразу, которая содержит великие идеи. Когда посмотришь на это, то хочется сказать. что в 1894г. В.И. уже, в сущности говоря, оформился вполне и что дальнейшая деятельность В.И. была направлена только на то, чтобы понести в массу то, что им было высказано уже в 1894 году.
Ленин многое предвидел, во что еще немногие верили, что несколько лет тому назад казалось невероятным и что, тем не менее, станет вскоре совершившимся фактом. То же относится и к Европейскому Союзу Советских республик, в который верили и верят немногие, но который, неизбежно, станет реальностью - и притом скоро.
(продолжение следует)
Комментарии
Отправить комментарий