К основному контенту

Русская летчица Лидия Зверева

Лидия Зверева незадолго до поступления в авиационную школу.

        Первое знакомство петербуржцев с авиацией состоялось весной 1910 года. Произошло это на "авиационной неделе". Так в то время назывались состязания авиаторов. Среди участников "недели" - пятерых иностранцев и одного русского, Николая Попова - была и первая в мире летчица, авиатриса, как тогда говорили, француженка, баронесса Раймонда де Ларош. Полеты проходили на Коломяжском ипподроме, куда устремлялись со всех концов города тысячи петербуржцев.

Презрев опасность.

       Среди зрителей, заполнивших трибуны, сидела миловидная девушка лет двадцати, с особым вниманием следившая за полетами "механических птиц". Это была Лидия Зверева, дочь русского генерала. Ее восхищали мастерство Попова, хладнокровие бельгийца Христианса, упорство швейцарца Эдмонда, смелость француза Морана, лихость немца Винцирса. Но особое внимание девушки привлекла баронесса де Ларош.
        На заре авиации не было занятия более рискоанного, чем полеты на аэропланах. Чуть ли не ежедневно приходили сообщения из разных стран об увечьях и гибели авиаторов при авиационных катастрофах.
Вскоре после возвращения де Ларош из Петербурга на родину ее также подстерегла ужасная авария. Аэроплан баронессы рухнул с высоты 30 метров. Авиатрису нашли под обломками машины окровавленную, страшно изувеченную... Врачи опасались за жизнь летчицы. Но де Ларош не только выжили, но и вернулась в авиацию.
     Лидия Зверева, разумеется, знала из сообщений газет об этой трагической истории и все же твердо решила стать авиатрисой. Но где учиться полетам? Гражданских летных школ в России еще не было. Первые наши авиаторы учились за границей. Этот путь для Зверевой был закрыт. К счастью, в 1910 году в Гатчине открылась первая частная авиационная школа. Инструктором Лидии Захаровой стал студент Технологического института Владимир Слюсаренко, только что получивший авиаторский диплом.

Первые полеты

     Летом 1911 года русские авиаторы готовились к труднейшему перелету из Петербурга в Москву. Он начался на рассвете 10 июля. Слюсаренко стартовал на "Фармане", взяв Лидию Звереву в качестве пассажирки. Но долететь они смогли лишь до залива. Мотор стал давать перебои, авиатор решил не рисковать и повернул обратно. Через двое суток он стартовал вторично, но уже с авиатором в качестве пассажира - Константином Шиманским. Возле Царского Села аэроплан потерпел катастрофу. Шиманский при падении машины погиб, а Слюсаренко был серьезно ранен. Из девяти авиаторов лишь один, Александр Васильев, смог долететь до Москвы.
    В начале августа 1911 года Лидия Зверева уже считала себя вполне подготовленной к экзамену на звание пилота-авиатора. Он состоялся 10 августа. На гатчинском аэродроме собралась комиссия Императорского всероссийского аэроклуба. Зверева спокойно заняла пилотское кресло на "Фармане". Взлетела, набрала высоту и описала в воздухе, как требовали правила, пять "восьмерок". После этого авиатриса совершила посадку - точно в четырех метрах от центра круга. Второй полет, опять с "восьмерками", закончился еще удачнее, с посадкой в самом центре круга!
    Зверевой торжественно вручили авиаторский диплом №31, то есть она стала 31-м пилотом, получившим диплом в России, и первой россиянкой, научившейся управлять аэропланом. Позже Зверева писала: "Открыв путь в авиацию для русских женщин, я приглашаю их следовать за мной к полной победе женщин над воздухом и к уравнению в данном случае с мужчинами". И призыв этот был услышан. В том же 1911 году авиатрисами стали еще три россиянки: Евгения Анатра, артистка Любовь Голанчикова и княгиня Евгения Шаховская.
На грани гибели.
    В те времена авиаторы нередко совершали публичные полеты в различных городах России... Авиация была новинкой, и люди охотно платили деньги, желая собственными глазами увидеть чудо XX века...
    Один из полетов в Риге, состоявшийся 1 апреля 1912 года, чуть не стоил Зверевой жизни. Она поднялась на "Фармане" с пассажиром, Владимиром Слюсаренко... Сильный ветер начал сносить машину к трибунам, заполненным зрителями. Зверева, стремясь избежать падения на людей, сделала резкий маневр. "Фарман" опрокинулся и при ударе машины о землю авиатрису выбросило вперед и придавило обломками! "У всех невольно вырвался крик ужаса, - писала газета "Рижский вестник", - ибо никто не сомневался, что авиаторы погибли". К счастью, этого не случилось. После злополучного полета Лидия Виссарионовна писала в одном из писем: "Осталась еле жива. При падении чуть не сломала ногу. Совершенно плохо обстоит дело с легкими. Врачи требуют поездки на юг, а я хочу летать. При непослушании сулят скоротечную чахотку. Вот она, судьба авиаторская".

 Аэропланы Владимира Слюсаренко.

     К этому времени в жизни Лидии Зверевой произошла важная перемена - она стала женой авиатора  Владимира Слюсаренко. Лидия Виссарионовна искала для себя большого дела. Оставаться странствующей авиатрисой не хотелось. Она мечтала конструировать  и даже строить самолеты. Владимир Викторович полностью разделял эти устремления жены...
     В марте 1913 года из мастерских Слюсаренко уже вышли первые аэропланы, заказанные военным ведомством. Мастерская превратилась в небольшой завод... Владимир Слюсаренко не только сам испытывал в воздухе построенные машины, но нередко совершал на Рижском взморье публичные полеты, иногда с пассажирами. Летала в Риге и Лидия Виссарионовна - самостоятельно или пассажиркой с мужем.

 Возвращение в Петербург.

    С началом Первой мировой войны супруги Слюсаренко возвратились в Петербург и перевезли туда свой завод. Они получили новый военный заказ на постройку самолетов...


     А газеты сообщали об упорных боях, бомбежках, растущей дороговизне, эпидемиях. Весной 1916 года Лидия Виссарионовна заболела тифом. Болезнь протекала тяжело. Врачи оказались бессильны, и утром 2 мая первой русской авиатрисы не стало. Умерла она в возрасте всего 26 лет. Две-три петербургские газеты поместили извещение о ее смерти и дне погребения. Некрологов не было.
     ...Прах ее был предан земле на Никольском кладбище Александро-Невской лавры...
     В 1961 году по случаю 50-летия перелета "Петербург - Москва" в журнале "Огонек" был опубликован очерк об этом историческом событии. Через некоторое время в редакцию журнала пришло нежданное письмо из Австралии. Писал В.В.Слюсаренко. Старый авиатор благодарил за память о тех, кто "принимал участие в зарождении русской авиации", о ее пионерах. "Не знаю, жив ли еще кто-нибудь из участников перелета, - писал Слюсаренко, - но за всех живых и мертвых  я шлю мое искреннее спасибо".
Геннадий Черненко
Газета "Тайны XX века.

Комментарии

Популярные сообщения

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: е...

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всесторон...

Семен Коган. Стихи. Тропинка-торопинка

« Государственная Третьяковская галерея. И.И.Левитан (1860-1900). Осень. 1890-е годы. » на Яндекс.Фотках Семен Коган ТРОПИНКА - ТОРОПИНКА Торопи меня, Тропинка, Торопи, То травинкой, То тростинкой Тереби, Помани меня, Тропинка, Топольком, То былинкой, То рябинкой, То пеньком. Ты петляешь - То на горку, То с горы. У костра, Смотри, Тропинка, Не сгори. Вот нырнула Прямо в речку На бегу - Я тебя Постерегу На берегу, И пока Не искупаешься В реке, Буду Хвостик твой Держать В своей Руке. Я тропинку- Торопинку Тороплю, Я ведь сам Неторопливых Не терплю!

И. Вергасов. Сибирячка. Отрывок из романа "Начало"

  ...Ангара выбросила на берег троих плотовозов. Самого высокого, молодого взял к себе папаня Ульяны. Лежал незнакомец в теплой каморке с маленьким оконцем чуть ли не у самого потолка. В середине дня солнечный свет пучком падал на его густые каштановые волосы, на высокое чело, освещая серые болезненные глаза. Ульяна кормила его с ложечки, поила парным молоком. Он с детской простотой открывал рот, послушно пил. Ночами метался на лежанке, стонал. Девичье сердце готово было разорваться от жалости  и боли. Из Даурии приехал его отец, Матвей Иванович, человек небольшого роста, с шустрыми и всевидящими глазами. Вместе с ним и выхаживали Николая.    Матвей Иванович ее ни о  чем не спрашивал, долго и молчаливо изучал. Лишь когда Николай смог самостоятельно сидеть на лежанке, ни с того ни с сего спросил:    - Детушка, ты при женихе аль вовсе никого у тебя?    Растерялась, зарделась, смяла уголок передника.    - Ясно и понятно. П...

Практические советы садоводов-любителей – читателей журнала "Цветоводство"

Кларкия ЗИМНИЙ ПОСЕВ ЛЕТНИКОВ. Для этого подходят холодостойкие виды – календула, кларкия, космея, астра китайская, иберис. В сентябре-октябре почву глубоко перекапывают и одновременно заготавливают легкую перегнойную землю или торф для заделки семян. Лучше всего сеять в январе-феврале, так как снежный покров в это время наиболее высокий – 50-70 см. На его поверхности делают борозды глубиной 12-15 см, куда высеивают семена. Затем их мульчируют приготовленными с осени и прогретыми до комнатной температуры землей или торфом. При зимнем посеве всхожесть семян – 96-98 %, растения бывают более устойчивыми к заболеваниям и вредителям, а цветение наступает на 2-3 недели раньше, чем обычно. Пион СУБСТРАТ ИЗ ОПИЛОК. Уже давно успешно использую  опилки при выгонке  т ю л ь п а н о в   и   н а р ц и с с о в, для проращивания семян  п и о н о в. Ящики с таким субстратом значительно легче, чем с земляной смесью. В полиэтиленовый мешочек с влажными опилками складыва...