К основному контенту

Надежда Малыгина - повесть "Двое и война". Вдалеке от тебя

 ВДАЛЕКЕ ОТ ТЕБЯ



Часть вторая

окончание части 2


Я так и не знаю, кому обязана жизнью. Спрашиваю майора, но он тоже не знает. Тяжело контуженный, про­битый тремя пулями и осколком, он пришел в сознание только в Краснодаре, когда его выносили из самолета.

Госпиталь эвакуируют. Боясь потерять майора, ребя­та заранее просят взять их в ту часть, в которую напра­вят его.

— Возьму, обязательно возьму, — обещает он. – И меня, — прошу я.

— Конечно же, Любонька, — как-то очень серьезно говорит майор, и это необычное «Любонька» звучит для меня как «доченька». Сердце заходится от тепла и сча­стья. Милый, родной Батя! Милые, родные ребята! Братья мои по крови! Не по той, которая связывает род­ством в семье, а по той, которая скрепляет бойцов в дли­тельных боях. Это — кровь их сердец, кровь их раненых и убитых товарищей, командиров и их собственная про­литая кровь. Эта кровь не передается по наследству, и потому наше однополчанское родство, может быть, доро­же любого кровного родства!

К тому времени, когда меня выписали из госпиталя, майор уже подлечился и сражался в Сталинграде, только был он теперь подполковником, заместителем командира дивизии.

Человек всегда вольно или невольно гордится тяж­кими испытаниями, которые одолел, в которых выстоял. Мы, солдаты Севастополя и Сталинграда, гордимся, что были участниками этих великих и нелегких боев.

Многих моих новых однополчан, ставших столь же дорогими и близкими, как и те, с кем защищали мы Се­вастополь, приняла сухая и твердая, как камень, степная сталинградская земля.

И сколько еще раз прощалась я с тобою! Но мне везло дьявольски — я выжила и в этом немыслимом огне, только лицо было исконопачено порохом. Да множество белых полосок осталось на кистях рук, избитых мелочью осколков. Да новые рубцы добавились к тем, что оста­лись на сердце после Севастополя.

Теперь у меня была тайна: я всерьез верила, что оста­нусь жива в любом, самом страшном бою, надо только подумать о тебе. А ты должен подумать обо мне. И тогда мы оба останемся живы. Но догадаешься ли ты в труд­ную минуту подумать обо мне? Ведь ты — командир, и тебе.надо думать о бое и о бойцах...

Очередное серьезное ранение настигло меня там, где я меньше всего ждала его. В оборонительных боях на Северном Донце пулеметная очередь прошила мне обе ноги, не повредив, однако, костей. 

— Везучая ты, — говорили все. А я по ночам плакала от обиды: оказаться вышедшей из строя тогда, когда к нашей солдатской злости примешалась радость наступ­ления!.. Но еще долог был наш путь к Победе, ох, как много было еще потерь, пока мы дошли до Берлина и Пра­ги. И каждая из этих потерь была теперь более тяжкой и более обидной, чем в сорок первом.

Вот и отлежала я в госпитале.

Ты слышишь? Я жива! Я возвращаюсь в строй!

И уж теперь-то, наверное, мы найдем друг друга!  А пока я еду на попутных машинах и ищу свой сталинградский полк, свою дивизию, нашего бывшего се­вастопольского командира полка. Останавливаюсь, рас­спрашиваю, узнаю. Скоро, совсем скоро нужная мне станция.

Частые деревья, дачные поселки, утопающие в зелепи садов, высокие стройные сосны, дороги, забитые войска­ми, — все возникает в поле зрения и ускользает из него, не касаясь сознания. Я жду, я предвкушаю встречу с Ба­тей, и трепетное, радостное нетерпение перехватывает горло, захлестывает сердце. Во всех возможных вариан­тах представляю я, как разыщу штаб дивизии, как войду и скажу: «Здрасьте, товарищ подполковник!»

Он,  конечно, удивится. Конечно, спросит строго: «Опять убежала?» — и легонько стиснет ладонями мои плечи. Для него, сдержанного в словах и чувствах, это едва ли не высшее проявление радости. Я убегу, счаст­ливая. «Раненых-то сможешь вытаскивать?» — конечно же, бросит он вдогонку. «А как же, товарищ подполков­ник! Зачем бы тогда я стала из госпиталя удирать?» — обернувшись на бегу, прокричу я и долго буду огляды­ваться на дом, в котором остался он. А потом я наконец встречу тебя! Ведь если наша любовь способна уберечь меня от гибели, то должна же она привести нас с тобой к встрече!

Машина идет вдоль полотна железной дороги. На лег­ком дощатом павильоне успеваю прочесть название стан­ции. Она-то мне и нужна! Прыгаю из кузова.

— Тут, что ли? — высунувшись из кабины, запоздало осведомляется шофер. Машу ему рукой:

— Ага. Спасибо!

Дорога в глубоких сухих колеях, рытвинах и колдо­бинах. Машины, тяжело переваливаясь, кренясь то впра­во, то влево, идут медленно, осторожно. Скрипят кузова, грохочут, подпрыгивая и сдвигаясь с мест, ящики в них. Пыль в рытвинах взбита в тончайшую пудру и шлейфом тянется за машинами. Седая, лежит на траве, на отягощенных плодами ветках яблонь, на поспевающих ягодах крыжовника и смородины, кусты которых растут вдоль оград. В глубине садов и огородов, окруженные цветни­ками, видны дома с застекленными верандами. В стеклах сияет солнце.

Подмосковье! Я всегда с некоторым, наверное, неле­пым, но упрямым недоумением разглядывала москвичей, приезжающих отдыхать в Крым. Уехать хоть на одни день из Москвы! Это не укладывалось в моей голове.

Мечта побывать в столице казалась несбыточной. Вот разве что выучусь и стану какой-нибудь знаменитостью... И вдруг совсем рядом, в каких-то пятидесяти километ­рах — Москва. И дивизия стоит на отдыхе. Может, даже удастся посмотреть ее, красавицу Москву!

Перейдя по мосточку через глубокую, заросшую тра­вой канаву, стряхиваю с плеч тощенький вещевой ме­шок, достаю суконку: надо почистить сапоги.

От станции по тропинке лениво бредут навстречу чет­веро бойцов.

— Гля, сестренка! — говорит один из них. Знакомое «гля» подсказывает мне, что это Костя Сыроваткин. И все же не верится, чтобы после восьми разделяющих нас госпитальных недель Костя произнес это так холодно, так равнодушно. Но ребята — все четверо — действительно самые что ни на есть наши! Бросаюсь к ним, кричу вос­торженно:

— Петро Сизенький! Костя! Ванюшка Петляков! Вот встреча! А? А старшина Редькин, как обычно, при усах! И все равно не верю, что это вы! Откуда? Тоже из гос­питалей? На пересыльном пункте встретились? Ну дей­ствительно — нет худа без добра! Вот встреча, а? Милые вы мои! Дорогие! — Я обнимаю своих севастопольских друзей, смеюсь, всплескиваю руками. Я счастлива! А они молчат. И стоят как закаменелые. И смотрят в землю. Заглядываю в их глаза, в их хмурые лица, спрашиваю тревожно:

— Что, что случилось?

Старшина Редькин дергает себя за ус. Обычно он де­лает это после трудного боя, когда мы не досчитываемся кого-то из товарищей. В такие минуты к нему лучше не подходить. «А, не трогайте меня!» — побагровеет, за­топает ногами, заорет яростно он и, надвинув низко на лоб пилотку, ссутулившись, уйдет прочь. И я не спра­шиваю его. Я обращаюсь к Петру, к Косте:

— Что случилось, ребята?

Тереблю за пуговицу на вороте гимнастерки Ванюш­ку Петлякова.

— Ну, Ванечка, миленький, а?

— А то... — будто выдавливает из себя Ванюшка Пет­ляков. — Нету здесь... дивизии нашей... — Он говорит это, глядя куда-то поверх крыш.

— Из оперативного подчинения этого соединения, — кивнув на станционный павильон, повторяет чьи-то ка­зенные, официальные слова Костя Сыроваткин, — воз­вращена обратно.

— Только и всего? Так это ж пустяки. Найдем! И ди­визию, и полк найдем! Вместе-то веселее.

— Веселья как раз никакого. — Тяжело вздохнув, Петя Сизов опускается на край канавы, рвет траву и пучком ее, размазывая пыль, протирает носки сапог. Больше он не говорит ни слова. Ванюшка Петляков и Костя Сыроваткин тоже молчат. Старшина Редькин на­клоняется, срывает травинку, и я понимаю, что он хочет спрятать от меня лицо. Чего-то они не договаривают... А может, я не должна ни о чем спрашивать? Но ведь все, что касается нашей дивизии и полка, касается и меня! Так или не так?

— Значит, загадываете загадки? Не хотите говорить? Ну, что ж... — Выдержав паузу, вскидываю на плечо ме­шок, картинно кланяюсь: — До свиданьица!

— Сядь-ка! — Старшина заступает мне дорогу. Ва­нюшка и Костя тоже садятся — долго и как-то неловко, стеснительно, словно никогда не сидели на пыльной траве.

— Убило... Командира дивизии убило, — перебирая травинки, незнакомым деревянным голосом произносит обычно такой разухабистый старшина. Я сразу понимаю, о ком идет речь, но переспрашиваю:

— Комдива?

Я еще сомневаюсь. Ведь он, наш Батя, был замести­телем, и это позволяет надеяться.

— Да, — кивает старшина и разрушает мою зыбкую слабую надежду. — Его недавно комдивом назначили. Ты, поди-ко, и не знала?.. Эх, люби меня, Дуся! — Он бьет оземь пилоткой. — Только адъютант погоны полков­ника заготовил, только нацепил на новый китель...

— Как... убило? — все не понимаю я. Слова застре­вают в горле. Наверное, их не слышно, и я спрашиваю громче: — Как... то есть... убило?

А перед глазами, сменяя одна другую, проходят кар­тины: боец, убитый осколком... Смертельно раненный лей­тенант... Кто-то разорванный снарядом... Сержант, изре­шеченный нулями... Так это бывает на войне. Так было с другими. А как же убило майора?

— Пулей. В голову. Прямо в висок. И — стоп ма­шина...

Только теперь постигаю смысл сказанного: пулей в висок. Упал ничком — и конец...

Меркнет закат. Солнце скатывается, падает за дома. В наступающих сизых сумерках мир становится нере­альным, как при солнечном затмении, когда на все во­круг смотришь через задымленное стеклышко.

Зябко. Тоскливо. И я совсем не знаю, где, на каком фронте находишься ты. Жив ли? Думаешь ли обо мпе?

Всегда твердо верившая в нашу встречу, сейчас я поражаюсь собственному безрассудству: ну как, как мог­ла я верить, что когда-нибудь встречусь с тобой на этой огромной войне?

Старшина Редькин прижимает к себе мою голову, приникает к ней колючей заросшей щекой.

Погиб... Воспоминания наводняют меня, картинами встают перед глазами. И в каждой — он, наш Батя.

Вот он снимает пробу с обеда...

Поздравляет меня с наградой...

Вот командует:  «Подпустить на ближние фугасы!..»

Вот чертит что-то щепочкой на песке...

Сам ведет огонь из орудия...

Вот склоняется над картой в блиндаже...

Раненный, в окопе приказывает кому-то: «Связь, тя­ните сюда связь!»

Бои беспрерывные. Полк уже давно не полк. Нас совсем мало, и Батя теперь с нами постоянно, каждую минуту. Как деревья соком земли, питаемся мы его опы­том, его твердостью, строгостью, заботами и даже про­сто присутствием. Будь в полку другой командир, мы тоже, конечно, воевали бы как надо, но безмерное ува­жение и любовь именно к такому человеку, ставшему ме­рилом человека, командира и коммуниста вообще, к тому же москвичу, с которым связывалось наше представле­ние о жителях столицы, делали конкретным, почти ося­заемым понятие долга, любви к Родине, к Москве и по­зволяли свершать, казалось бы, несвершимое.

Я закрыла глаза и словно со стороны увидела себя и своих товарищей — горстку измученных бессонными ночами людей, постаревших и будто усохших от жары, жажды и голода, там, в Севастополе, перед многократно превосходящими силами врага.

Нигде и, наверное, никогда — ни до войны, ни пос­ле — не ощущали люди смысл слов так остро, так обна­женно, как на фронте.

Многократно превосходящие... Какие спокойные сло­ва! Многократно превосходящие силы врага, считая, что мы уничтожены, идут на нас строем, как на пустое мес­то. Но мы еще живы и готовимся к своему последне­му бою.

Такой же, как и все, худой, черный, но тщательпо выбритый, с до блеска надраенными орденами, стоит пе­ред нами наш командир.

— ...Нас мало, — говорит он. — Но будем сражаться как подобает...

Петро Сизов заправляет в пулемет последнюю ленту патронов. Моряки снимают гимнастерки и остаются в тельняшках. Ложатся поудобнее, кладут рядом гранаты.

А немцы идут колоннами, будто нас и нет.

«Огонь!» — командует майор. И мне совсем не страшно умирать.

И хорошо, что мы погибнем ТАК, а не просто в бою.

Жалко только, что ты не узнаешь, какими были все мы — я, мои товарищи, наш Батя. Прощай! Пусть все-все сложится у тебя хорошо!..

А потом произошло чудо. Ощущение чуда усилива­лось тем, что я так и не узнала, кто, когда, как вытащил меня и каким путем очутились мы вместе с майором — тяжело раненные, но живые — в одном самолете.

Проходят, меняются перед глазами картины воспо­минаний, а рядом, не мешая им, медленно, вязко, тягуче движутся мысли. Сколько времени прошло с того, пер­вого для меня дня боев? Кажется, целая вечность. Лишь нам пятерым, сидящим сейчас здесь, на краю кювета близ подмосковной станции, выпало горькое счастье пережить множество тех, кто был рядом. Множество — сколько это? Тысячи? Десятки, сотни тысяч?

Число погибших кажется непостижимым — за ним стоят, всплывают в сознании лица, фигуры, глаза, улыб­ки тех, кого я перевязывала, тех, кто погиб на моих гла­зах, умер на моих руках. Тех, кого я знала. А скольких не знала... Случалось, тебя прикрывали собою и умирали ВМЕСТО ТЕБЯ твои товарищи, друзья, с которыми все­ми человеческими чувствами изведана каждая минута боя, каждая атака. А случалось — совсем еще незнако­мые бойцы, только накануне пришедшие с пополнением.

Тесная зависимость жизни одного от жизней других, обнаженное, ставшее будничным величие духа скрепило однополчан самым великим — фронтовым родством. И по­тому наша войсковая часть — родная. И потому, не доле­чившись, удираем мы из госпиталей. И потому скрываем раны, которые можно терпеть, — лишь бы не отстать от товарищей, от однополчан!

Воспоминания идут в картинах и в мыслях, дразнят возможностью еще и еще раз воскресить образ майора. Мысли ветвятся, обрастают деталями, уходят в сторону, оттесняя главную мысль, и снова вливаются в нее — мысль о нашем Бате. «Нет, нет и нет!» — умоляю я соб­ственную память. Наверное, я говорю это вслух, потому что наш рыжий усатый старшина гладит мою голову и с грубоватой лаской требует:

— Ну-ну, успокойся. Не надо так. Нельзя так!

У старшины теплая рука. Ваня, Костя, Петя — здесь, рядом. Только они да я знаем теперь, как дрался наш полк в Севастополе... Нет, надо отвлечься! Если уж вспо­минать, то лучше довоенное.

Но то, что было до войны, кажется почти нереальным, и пласт воспоминаний, связанных с довоенной жизнью, прикрыт так плотно и так надежно, что мысль о довоен­ном времени ускользает, даже не зацепив сознания.

Пытаюсь представить Батю с погонами полковника на плечах, но такой он кажется мне чужим. В сталинградских боях я редко видела его. Он был заместителем ко­мандира дивизии, наш бывший командир полка. Отец, которого я придумала. А ты, самый родной человек, даже не видел его и не знаешь, что он всегда стоял рядом с тобой, что нас было трое: ты, я и он.

Где искать дивизию? Сколько продлятся поиски? Не будем ли мы выглядеть подлецами, которые рыскают в поисках родного полка, а на деле, может, просто не спешат попасть на передовую? И надо ли искать полк, в котором уже нет почти никого из тех, с кем сроднились мы в пекле боев? Война идет великая, и не все ли равно, в составе какой части бить врага? — Столько вопросов сра­зу поставил перед нами наш усатый мудрый старшина. Поставил и дал полминуты на размышление. Потом со вздо­хом оглядел нас, молчащих, и категорическим тоном за­круглил разговор: — Решено, идем в другую часть! Тут, на станции, стоят танкисты, у них, само собой, должны быть автоматчики. Какие они танкисты, ежели без авто­матчиков? Попросимся — возьмут. Не на блины, чай, на­вязываемся.

Он поднялся с земли, поднял каждого из нас за ло­коть и, не оглядываясь, пошел впереди — в штаб, в кото­ром они уже были, когда расспрашивали про нашу ди­визию.

Их — всех четверых — сразу определили в мотострел­ковый батальон, расположенный тут же, на станции. Но санинструктор у мотострелков был свой. Соседнему ба­тальону нужен санинструктор, да нет потребности в авто­матчиках.

— Предлагаю остаться машинисткой в штабе корпу­са. Уважение, почет. И от передовой далеко, — говорит старший лейтенант, ведающий кадрами. Смотрю на него с удивлением: неужели он это всерьез?

— Нет, только санинструктором. И на передовую, — в который раз повторяю. А ребята все просят его найти для меня «местечко» в мотострелковом, чтобы быть нам всем вместе.

— Мы же с лета сорок первого вместе воюем! — на­перебой объясняют они и напирают: — Одесса, Севасто­поль, Сталинград.

Даже обычно молчаливый Петро Сизов вопрошает:

— Можете понять, что это такое?

— После Севастополя нас всего шестеро осталось, — заглядывая своими хитроватыми зелеными глазами в ли­цо старшему лейтенанту, мягко, вкрадчиво рассказывает старшина Редькин. — А теперь, когда полковник, бывший наш комполка, погиб, пятеро... Эх, люби меня, Дуся... Неужели же не найдете такой возможности, товарищ старший лейтенант?

— Да кем же я ее направлю? Автоматчиком? — Стар­ший лейтенант — он в новехоньком, ладно сидящем об­мундировании, при новехоньких золотых погонах, так красиво искрящихся в свете мощной электрической лам­почки — с уважением, но как бы между прочим погля­дывает на наши потускневшие гвардейские значки, на медали с потрепанными, затертыми ленточками. — Рад, бы, да... — он разводит руками. — Не нужен санинструк­тор. Не нужен!

— Как это так не нужен? — восклицает кто-то за на­шими спинами. Мы дружно и ободренно оглядываемся. На пороге распахнутой настежь двери, отбросив рукой марлевую — от мух — занавеску, стоит коренастый, круг­лолицый и пухлогубый майор.

— Тебе, может, и не нужен, — говорит он, проходя в комнату и снимая фуражку, — а мне, начсанмеду! — во! — Майор проводит ребром ладони по шее. — Позарез. Я ж тебе толковал: Валя Ивлиева из хозяйства Завьялова ноги на марше растерла. А для санинструктора ноги — что для футболиста: первейшее дело. Вот пока вместо Вали — ее я в бригадный медсанвзвод приказал перевести. А там поглядим. Как, согласны? — Последние слова обращены ко мне, но я не успеваю ответить. Старшина Редькин делает шаг вперед.

— Только без Дуси, — шепчет ему Петляков.

Редькин незаметно бьет его пальцами по руке: отстань, мол! Вытянувшись в струнку и козырнув, выкладывает:

— Товарищ майор! У нас просьбочка настоятельная. Мы с сентября сорок первого, еще из-под Одессы, воюем. Все, значит, впятером. Классический случай. Исключи­тельно опытные и зрелые бойцы. И все здесь перед вами. И кроме того, мы вроде уж родня, столько всякого напережили. И нам очень сильно хочется сохранить наш маленький, спаянный огнем и кровью коллектив в таком же виде и здесь, во вверенной вам части! — Старшина явно подлизывался. Однако майор делает вид, будто не понимает этого.

— Так вы вместе и будете, — заверяет он. — Все в одной бригаде. Только она, — майор кивает на меня, — в танковом батальоне, а вы — десантниками на танках. Не ручаюсь, правда, что на танках именно этого батальо­на. Но что станете действовать вместе, это точно!

— Ну, если так... — старшина разводит руками.

Мне, потрясенной утратой Бати, смятой навалившей­ся усталостью, как-то безразлично: куда идти и одной или со всеми — лишь бы скорее определиться. Где-то под плотным слоем вялости и безразличия шевелится мысль о том, что надо бы все-таки вместе с ребятами и догово­риться об этом следует сейчас, потому что перерешать решенное всегда труднее. «Но ведь майор заверил», — устало думаю я.

— Тогда прошу в «газик». Я как раз еду в хозяйство Завьялова. — Майор вежливо указывает на дверь. «Госпо­ди, — думаю я, — еще тащиться куда-то. Уж согласить­ся бы машинисткой, что ли...»

Но это так, от усталости.

Прощаюсь с ребятами, сажусь на заднее сиденье ма­шины, думая лишь о покое и о том, чтобы остаться на­едине со своими мыслями. А майор, как нарочно, слово­охотлив необычайно. Он говорит без умолку, и не слу­шать его невозможно: слова восхищения, восторга, удив­ления, недоумения, как осы, впиваются в меня, не поз­воляя ни дремать, ни думать о своем. Всю дорогу майор рассказывает о капитане Завьялове, который, не долечив­шись, выписался из госпиталя, чтобы принять участие в формировании бригады, а после формирования стал ко­мандиром танкового батальона («А в батальон сам людей отбирал. Лучших! Орлов! Один к одному парни!»), по что повести батальон в бой капитану не доведется, по­тому как утром его пришлось оперировать («Удален желч­ный пузырь — не пузырь, а кисет с камнями!»). После этого майор вдруг признается, что речь вовсе не о капи­тане Завьялове («Если говорить по совести — с него хватит: на фронте с рассвета двадцать второго июня, трижды тяжело ранен, контужен, вся грудь в орденах, а в сорок первом да сорок втором награды не так-то легко было заслужить!»), а о каком-то подполковнике, которого («Нате вам, пожалуйста!») прислали па место Завьялова из штаба соединения. Слово «подполковник» майор про­износит небрежно, с иронией. Объясняет:

— Штатная должность комбата майор — подполков­ник. Но, право же, всем известно, что комбатов в звании выше капитана почти не бывает. И если прислали под­полковника, значит, он где-то не справился. Так? Конеч­но, так! Вот его и ахнули на понижепие. Но ведь ком­бат — фигура! Ему людей — целый батальон! — в бой во­дить! Неопытность, неумение комбата могут обернуться лишними — и значительными! — потерями. А главное... знаете, что главное? — спрашивает он, обернувшись ко мне, и я, конечно же, должна спросить в ответ: «Что?»

— А то, — продолжает майор, — что мы уже зампостроя поздравили. Понимаете: по-здра-ви-ли с вступле­нием в должность! Вот что главное! Каково ему теперь? Комкор и тот чертыхнулся. Прямо при этом самом под­полковнике!

В батальон мы прибыли поздно ночью. Майор вызвал в штаб фельдшера.

— Вот вам санинструктор. Гвардии старшина, опа­ленный героическими боями Одессы, Севастополя, Ста­линграда! Накормить! Устроить! Окружить заботой и вни­манием. Все честь по чести!

Меня опутывал, оплетал сон. Слова начсанмеда, раз­говор с каким-то офицером, ответ фельдшера, чьи-то ша­ги — все отодвинулось, приглушилось. Я едва разлепила веки, чтобы сказать майору спасибо.

— А я пойду. К нему, — тронув меня за плечо, мно­гозначительным шепотом сообщил майор и подморгнул мне, как соучастнице. — Знакомиться. Выяснять, что он за человек, чем дышит и с чем его едят. — Он громко засмеялся и ушел.

Случайности, случайности... Они на каждом шагу, и какая-то из них вдруг круто меняет человеческую жизнь.

Молоденький фельдшер-лейтенант проводил меня в санчасть. Не умываясь, я стянула с себя сапоги, одежду, плюхнулась в постель и мгновенно уснула. Уснула, не по­дозревая, что в соседнем доме находишься ты. Горе ут­раты нашего Бати, горе, которое будто обескровило меня, и радость встречи с тобой оказались тесно соединенными. Встретила ли бы я тебя, если б не погиб наш севасто­польский командир полка? Вопрос этот долго пугал меня страшным предположением: нет, не встретила бы. По­тому что, если полковник остался бы жив, я обязательно разыскала бы соединение, в котором был он. И значит, прошла бы мимо тебя...

Меня поразило несоответствие: тонкая гибкая фигура и седые виски. Но я тут же забывала об этом до следую­щей минуты, когда в поле моего зрения где-нибудь на дороге у домов или у танков, на опушке, близкого леса вновь появлялась тонкая фигура молодого офицера с гу­сто посеребренными висками.

— Кто это? — спросила я у фельдшера.

— Новый комбат.

— Ах, это тот самый, подполковник?

— Да, — кивнул он. — Орденом  Красного Знамени награжден. — Лейтенант произнес это с уважением и симпатией.

Другие тоже искали в новом командире нечто такое, что должно было поставить его, если он подполковник, выше капитана Завьялова или хотя бы вровень с ним. Пока их уважение вызывали твоя седина и боевой, не очень часто встречающийся орден.  — Остальное узнаем в бою, — сказал фельдшер.


продолжение


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадет

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

С Первомаем! Советские первомайские почтовые открытки.

Художники: Г.Ренков, Ф.Марков, Л.Исаева, Л.Кириллов, В.Жук, В.Федоров, Н.Кутилов, А.Любезнов, В.Мартынов, Н.Ветцо, А.Бойков, А.Савин, В.Столярова, В.Воронин, В.Бочкарев, И.Дергилев. Звучит песня "Москва майская". Музыка: Дм. и Дан. Покрасс. Слова: Василий Лебедев-Кумач. 1937. Исп. Наум Хромченко, хор и оркестр ГАБТ под у/п Дм. Покрасс. Источник: http://www.sovmusic.ru/download.php?fname=moskvama

Изысканный стиль в женской моде в Belle Èpogue на рубеже XIX и ХХ веков

    Белый танец. Худ. Ж. Ави. 1903. Прекрасная эпоха (Belle Èpogue) благоволила прекрасным дамам. Стиль модерн с его мягкими, плавными линиями подчеркивал соблазнительные изгибы женской фигуры и при этом оказался достаточно разнообразен, чтобы предоставить красавицам полную свободу для самовыражения. К тому же благодаря техническому прогрессу арсенал модельеров пополнился новыми тканями и отделками.  Июньский номер модного парижского журнала Un Chic Parisien 1909 года рекомендовал читательницам выбирать шляпы, декорированные розами. Женскую одежду шили из мягких, струящихся вариаций шелка: крепдешина, шифона, тафты, а также создающих мягкие складки репса и бархата. Невесомые пайетки и бисер заменили популярную в XIX веке отделку с использованием тяжелых драгоценных камней и самоцветов, лишний блеск приглушался тюлем и шифоном. Важная особенность нарядов той эпохи – многослойность и комбинация нескольких видов декора... Воланы, вышивка, аппликация, тяжелые ткани типа парчи и атлас с лег

Уральские именные частушки

Ист.  http://www.stihi.ru/2016/01/01/7059 Где мое зелено платье, Где моя тужурочка? Где мои три ухажера - Коля, Ваня, Шурочка? Люблю Санечку и Ванечку Из разных деревень. Люблю Санечку по праздничкам, А Ваню каждый день. * * * У меня миленка два, Два и полагается: Петя в Армию уйдет, Сереженька останется. У Никифорова Вани Каменистая ладонь. У Васильева Сережи Голосистая гармонь. * * * Я Ивана полюбила, А Степан мне говорит: "У меня ремень пошире, Ярче звездочка горит". То ли, то ли из-за Коли, То ли, Вася, из-за вас, Из-за Коли поругалась, Из-за Васи подралась. То ли , то ли из-за Толи, То ли из-за Ванечки Налетели на меня Четыре грубияночки. Ох, подружка Аннушка, Полюби Иванушка. А я люблю Максимушка, Весёла будет зимушка! Полюбил меня Максим Горячо и жарко: Вместо сердца у него - Прямо кочегарка. Черти с Семушкой связали, Он монах, а я вдова, Приходи ко мне почаще, На краю живу одна. Не ругай меня, маманя, Что сметану пролила: Мимо окон шел Алешка, Я без памяти была. Шла м

4 - число удивительное

   Пифагор и его ученики, жившие в VI веке до нашей эры, считали числа очками, из которых состоит мир. И важнейшим из чисел им представлялось число 4, которое "позволяет телу вселенной стать трехмерным". Многие мистические построения пифагорейцев отвергнуты наукой, но некоторые нашли себе поразительные подтверждения. Так, в частности, произошло с числом 4. Об этом свидетельствуют материалы, присланные в редакцию Б.Эрдниевым из Элисты и А.Викторовым из Москвы. * Молекула воды - тетраэдр с четырьмя полюсами электрических зарядов. Структура льда образуется так, что каждая водяная молекула в нем окружает четыре других, образуя тетраэдр.    Для твердых тел роль числа 4 не менее значительна, чем для воды. Минерал кварц - это двуокись кремния, в которой каждый атом кремния соседствует с четырьмя другими. Выходит, как это ни парадоксально, вода структурно похожа на кварц. * Кристаллы прочнейшего минерала алмаза представляют собой четырехгранники (тетраэдры). * Любую географиче

Золото "Эдинбурга"

Во время Великой Отечественной войны на дно Баренцева моря опустились слитки золота высокой пробы - "четыре девятки", как говорят знатоки. Одним словом, золото чистейшее. Общий вес слитков составлял более пяти тонн.     МОРСКИЕ КОНВОИ    Шли первые годы войны. Напряженная обстановка сложилась тогда  в Заполярье. Жестокие бои гремели на мурманском направлении. Фашисты держали в этом районе целую эскадру крупных боевых кораблей. И вся эта грозная сила использовалась для того, чтобы не пропустить в Мурманск конвои транспортных судов. Они везли из США и Англии военные материалы, технику, продовольствие, медикаменты.    В самом конце апреля 1942 года из Мурманска вышел в обратный путь конвой во главе с английским крейсером "Эдинбург".  Это был новый (минуло всего три года, как он вступил в строй), хорошо вооруженный корабль  водоизмещением 10 тысяч тонн, длиной почти 190 метров. На борту его находились 750 человек - команда и английские моряки с других кораб

Окрашивание волос. Выбери свой цвет

Благодаря большому разнообразию красок для волос и оттеночных средств, появившихся на рынке, многие поняли, что молодость и свежесть можно придать не только с помощью светлых тонов. Создать яркий и выразительный образ способны и сверкающие темные краски. Выбери свой цвет Можно перепробо­вать на себе все цвета. Но вначале неплохо выяс­нить, какой оттенок подойдет вашему цветовому типу. ЖЕНЩИНЫ ВЕСЕННЕГО ТИПА, как правило, обладают прозрач­ной бледной кожей, румянец имеет тёплый персиковый тон. Ресницы и брови светлого или коричневого оттен­ков. Кожа таких женщин хорошо загорает и приобретает красивый золотистый цвет. При окрашивании или тонировании волос нужно следить за тем, что­бы сохранялись прозрачность и теплота основного тона. Золотисто–желтые, медовые или медно–рыжие нюансы очень хорошо подойдут к образу жен­щины–весны. ЖЕНЩИНЫ ЛЕТНЕГО ТИПА характе­ризуются холодным фарфоровым и равномерным тоном кожи с отчетливо просвечивающимися сосу­диками, холодно–розовым румянцем, пе­пельным

Поэты Пушкинской эпохи

  Прекрасное пособие для школьников.   Комплект  открыток "Поэты Пушкинской эпохи". "Данный комплект открыток является первым выпуском , посвященным русским поэтам XIX века". Художник Ю.В.Иванов. Автор вступительной статьи С.И.Бэлза. Автор аннотаций М.Л.Рыжкова. Ред. О.Ф.Иващенко. Литер.ред.Л.А.Трепцова. Изд."Изобразительное искусство". Москва. 1986г.      Есть поэты, чьи имена стали не только гордостью, но символом национальной культуры. Для итальянцев это Данте, для англичан - Шекспир, для немцев - Гете, для русских - Пушкин. В прошлом целые эпохи назывались обычно по имени правивших монархов. Ныне человечество вносит коррективы в хронологию, для которой в качестве ориентиров все чаще избираются ярчайшие светочи разума, властители дум, а не коронованные особы. Существовала дантовская эпоха в Италии, были времена "царя драматических поэтов" Шекспира в Англии и была пушкинская пора в России.    Пушкин - начало всех начал русской х

Лариса Романенко. Стихи

В воскресный день. Худ. А.И.Корзухин Деревенская скрипка Деревенская скрипка добра, Забывает совсем про усталость, Чтобы только плясалось, плясалось Нам в просторной избе до утра. Пляшет пламя печи и свечи, Пляшет пиво хмельное в бочонке, Скачут в польке поэт и девчонка, Словно леший с русалкой в ночи! А изба-то - сама лепота, Половицы белеют холстами. И я вижу своими глазами: Солнце нашей души - доброта! Без нее, что ни делай, не впрок. Без нее ни родства, ни веселья, Даже скрипки и те бы немели, Как бы ни ухитрялся смычок. Говорю я суровой судьбе:  - Разве так уж грешно веселиться? Не гостить здесь хочу,                                    а родиться Снова в этой счастливой избе. На крестинах пускай                                       в добрый час Деревенская скрипка играет, И мне имя мое выбирает, И весельем поит про запас. Так, чтоб даже во время страды Забывалось совсем про усталость, А по праздникам так мне плясалось, Словно я не знавала беды. И когда расставанье придет С жизнью