К основному контенту

Екатерина Михеева. Повесть "Старый дом"



       (окончание)
       Она сильно постарела, подурнела за последний месяц. Возле рта и бровей у нее появились светло-коричневые пятна, первые вестники ее положения, у глаз и носа обозначились резкие глубокие морщинки. Таисии сейчас можно было дать гораздо больше лет, но это ее не трогало. После отъезда Лины, которой работа и учеба не позволяли задержаться надолго в Еланске, она по-прежнему продолжала бегать по несколько раз в день в больницу, носила Андрею передачи, но больше никогда не упрашивала Ольгу о свидании c ним. Видеть его после всего случившегося ей было невыносимо тяжело. К тому же она теперь всячески скрывала от Андрея свое положение. Ребенок это только ее радость, и Андрей ничего не должен знать. Зачем все начинать сначала?
       Таисия мечтала об одном, чтоб Андрей поскорее встал на ноги, и ей с чистой совестью можно было бы уехать из Еланска. Остаться здесь и принять дом Андрея, это значило постоянно мучиться тяжелыми воспоминаниями, а она этого не хотела. Таисия еще не знала, как сложится в дальнейшем ее жизнь, но зато твердо знала, что счастье совсем не в том, в чем искала она его всю жизнь. И когда Андрею наконец разрешили ходить с костылями по палате, она засобиралась в путь-дорогу: скрывать свое положение становилось с каждым днем труднее.
      Таисия взяла с собой и продала лишь те вещи, что принадлежали лично ей, остальные, более ценные, перенесла к Ольге. Ей же она отдала и ключи от дома, окна которого плотно закрыла голубыми ставнями, заперев их изнутри на болты.
       Ольга, от которой Таисия тоже скрывала свою беременность, сама все прекрасно видела и пробовала уговорить ее остаться.
- Ну куда ты поедешь, сама подумай? Не хочешь на Базарной жить, со мной оставайся. Светка еще когда из института вернется. Места много, всем хватит. А там к кому приедешь? Ни кола, ни двора. Хоть бы письмо сначала написала, узнала бы все толком.
       Но Таисия не соглашалась.
- Сказала поеду - значит, поеду. Не к чему мне здесь оставаться. Работу себе в любом месте найду.
- Это верно, - согласилась Ольга и грустно спросила: - С Андреем-то простишься? Спрашивал он о тебе.
- Не терзай ты меня попусту! - заплакала Таисия. - Простилась я с ним, давно простилась. Но вот о чем просить тебя хочу. Помоги ему тут с домом разделаться. Молод, глуп еще, за бесценок отдаст. И Жука к себе пока возьми. Андрей сам его куда-нибудь пристроит.
      ...Поезд на Москву отходил под вечер. Провожать Таисию на станцию пришли почти все работницы щвейной мастерской. Даже сама заведующая. Жаль ей было отпускать лучшую швею. Уж больше всех ценили ее клиенты.
         Таисию снабдили на дорогу яблоками, конфетами и всякой снедью.
- Куда же мне все, девочки? - Она стояла возле вагона рядом с Ольгой, грустная, притихшая, и улыбалась сквозь слезы. - За год не съесть!
- Ничего, съешь. В дороге всегда есть хочется, - шумели вокруг. - Пиши. А плохо тебе там будет, приезжай обратно. Тебя-то уж примем!
- А это на память, чтоб помнила нас, - сказала одна из девушек, протягивая ей большой сверток.
        Таисия молча кивнула, боясь расплакаться, и начала прощаться со всеми по очереди. Когда она подошла к Ольге, та по-матерински обняла ее и крепко поцеловала.
- Счастливого пути. Час добрый. Если будет трудно, знай, что у тебя тут есть друзья. Они в беде не оставят.
- Андрея береги, - шепнула ей на ухо Таисия и вошла в вагон.
        Ее душили слезы. Остановившись у свободного окна, она жадно ловила взглядом прощальные приветы. Раньше как-то она и не замечала, что у нее так много друзей. Невыносимая тоска вдруг охватила все ее существо. "Куда я еду и зачем? - подумала она. - Может быть, выйти, вернуться, пока не поздно?"
        Состав лязгнул сцеплениями и медленно пополз вдоль перрона. Ольга бежала рядом с вагоном и что-то говорила, усиленно жестикулируя руками. Таисия не могла разобрать ее слов и сама кричала ей в стекло:
- Береги, береги Андрея!
        А колеса стучали все чаще и чаще. Вот белый платочек в руке Ольги мелькнул еще раз и исчез в толпе провожающих. Мимо окна проплыла водокачка, за ней пакгаузы, и Таисия увидела перед собой, как на ладони, весь город, разделенный грязно-белой лентой реки на две части: на старый и новый Еланск. Вдоль правого берега от самого вокзала вплоть до лесокомбината тянулись ровные кварталы светлых многоэтажных жилых зданий, в окнах которых играли лучи заходящего мартовского солнца. И дома эти от того казались необыкновенно красивыми, просторными, сказочными дворцами. Они подошли к самому берегу и, перешагнув через реку, уже начали теснить старые приземистые домишки, потемневшие от времени и, точно серые грузди, прижавшиеся к самой земле вдоль левого берега.
       "Скоро и эти все снесут", - подумала Таисия, стараясь отыскать взглядом среди них и тот старый дом, где пережила она столько горя и счастья... Но дома не было видно из-за соседних крыш, и Таисии от того стало легче. Она отошла от окна и, сев на свое место, впервые почувстовала, как под сердцем чуть слышно шевельнулся ребенок, ее ребенок. Робко, осторожно, но он уже заявлял о себе.

                                                                          Конец...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадет

Трапеза по случаю приема гостей в доме заволжского купца

(Два отрывка из романа П. И. Мельникова-Печерского "В лесах") Как накрывали стол по случаю приема гостей в доме заволжского купца-тысячника Борис Кустодиев - Вечернее чаепитие. 1913 год    А. М. Горький назвал это произведение и продолжение "В горах"  "славной русской поэмой). Мельников-Печерский в своем романе о жизни заволжского старообрядческого купечества очень красочно и "с аппетитом" описывает обильно накрытые столы в домах купцов и монастырей. И восхищает не только обилие, а многообразие блюд, забытых нами сегодня или вовсе незнакомых. И дело не в том, что "забыли". Самое печальное, что природа лишила нас  многих своих даров, наказывая за неразумное отношение человека к себе.  И остается восторгаться и изумляться обилию блюд, которыми потчевали гостей заволжские купцы, и  запечатлел П. И. Мельников-Печерский в своей "славной русской поэме". Из жизни заволжского старообрядческого купечества. ...Уткой переваливая

Четвероногие телепаты в экспериментах Бехтерева

   Среди научных трудов академика Владимира Михайловича Бехтерева есть  такие, о которых в советское время говорить было не принято. Например, об исследованиях телепатии. Бехтерев проводил эти исследования, как всегда, основательно и оригинально. НЕ ОБМАН И НЕ ФОКУС    Загадками передачи мысли на расстояние Владимир  Михайлович заинтересовался  в самом начале прошлого века. Летом 1904 года в восьмом номере журнала "Обозрение психиатрии" появилась его небольшая статься под названием "Мысленное внушение или фокус?"  В ней, в частности, речь шла о необычных опытах врача Н. Г. Котика с 14-летней девочкой Софьей Штаркер, выступавшей со своим отцом в одесском балагане.      Зрители подавали отцу Софьи разные мелкие предметы, а она, сидя вдали с завязанными глазами, отгадывала, какой предмет был дан. Обычно в подобных номерах подсказкой служит условный шифр, скрытый в вопросах или интонациях голоса. Но отец Софьи Штаркер не обращался к ней ни с какими вопросам

"Свидетели" женской красоты и заботы о ней в середине прошлого века

Рекламный плакат лосьона для лица "Вита". 1950–е Еще попадаются флаконы для духов и одеколона, баночки из–под крема и пудры, и, так называемых, "сюрпризных наборов", производимых в Советском Союзе. В 1956 году в сюрпризный набор «Огни Москвы» входил питательный крем, считавшийся одним из лучших и упакованный в баночку из красивого синего стекла. Его нежная текстура и запах перси­кового масла имели большой успех. Флакон и коробка из-под духов "Огни Москвы". 1950–1960-е Советские кремы для лица можно разде­лить на питательные — для сухой и чувстви­тельной кожи — и кремы для жирной кожи. Существовало и два вида жидких кремов: «Бархатный» и «Утро». Ограниченность ассортимента, по всей вероятности, коренилась в консерватизме производителей и слабой научной базе.  Вот почти полный перечень косметических  кремов, производившихся в СССР в 1950—1970-х годах:  «Земляничный» (окрашен в розовый цвет пищевыми красителями, смягчает кожу), «Личная помада» (со­держит говя

Из истории обычаев

"Крещение" судов    Весьма популярный во многих странах обычай "крещения" судов теряется во тьме веков. И в наше время разбивание традиционной бутылки шампанского о форштевень судна заменяет страшные, кровавые жервоприношения.    У финикиян и других народов Древнего Востока, а также у средневековых норманнов приносили в жертву невольниц, кровью которых обрызгивали спускаемое на воду судно. Римляне нередко при спуске торговых галер убивали пиратов. В Древней же Греции чаще всего предметом жертвы был баран.    В XV веке при "крещении" корабля начали употреблять вино, которым поливали палубу. Разбивание бутылок о форштевень судна - обычай довольно молодой, восходящий к концу XVII - началу XVIII века.    Шампанское не единственная жидкость, употребляемая в наши дни для морского "крещения".    В портах Индии применяют для этой цели молоко не совсем спелых орехов кокосовой пальмы, а в некоторых арабских странах - "священную воду" из М