К основному контенту

Враль, хвастун и фантазер

   

      Настоящий барон фон Мюнхгаузен никогда не лгал
     Уже больше трехсот лет люди не перестают смеяться, читая о фантастических приключениях барона Мюнхгаузена, чье имя стало синонимом хвастуна и враля. Между тем это вовсе не вымышленный персонаж, а реальная историческая личность, которая не по своей воле приобрела всемирную славу безудержного фантазера. Удивительно, но факт – веселый барон даже воевал в составе русской армии.
Дебют в роли пажа.
      В тихом маленьком немецком городке Боденвердере, неподалеку от Ганновера, 11мая 1720 года в семье барона Георга Отто фон Мюнхгаузена и баронессы Сибиллы произошло радостное событие: родился долгожданный сын, назвали Карлом Фридрихом Иеронимом. Родители были достаточно состоятельными людьми, владели просторным двухэтажным особняком и небольшим поместьем. Но уже в раннем детстве мальчику пришлось пережить печальное событие: скоропостижно скончался отец. Так четырехлетний малыш впервые узнал, что в жизни бывают не одни только радости.
     Горевала и Сибилла. Но, похоронив мужа и надев траур, она сумела взять в свои руки ведение хозяйства, которое содержала в образцовом порядке. Практичная мать занялась и устройством судьбы сына. Мальчик был хорошо воспитан, грамотен, находчив, так что она не без основания надеялась, что со временем ее дитя займет подобающее место в обществе. К тому же баронский титул давал определенные
преимущества. Мобилизовав родственные связи, энергичная Сибилла пристроила сына пажем в свиту принца Брауншвейгского. Там юный Мюнхгаузен начал постигать нелегкую придворную науку, что весьма пригодилось ему впоследствии, когда в его судьбе произошел неожиданный поворот.
Таким стал на экране в исполнении Олега Янковского.

     В описываемые времена в России царствовала бездетная императрица Анна Иоанновна, дочь старшего брата Петра I. Бывшая герцогиня Курляндская была возведена на трон Верховным тайным советом, но фактически правителем России был печально знаменитый граф Бирон. Именно с его согласия императрица решила выдать свою племянницу Анну Леопольдовну за принца Брауншвейгского Антона Ульриха, надеясь таким образом обрести законного наследника российского престола.

Здравствуй, Россия
     В 1730 году юный барон Мюнхгаузен был включен в свиту жениха и вместе с ним отправился в Россию. Для большинства немцев эта страна представлялась тогда дикой, загадочной, и, пока санный поезд принца тащился по ее бескрайним заснеженным просторам, Карл не переставал удивляться русским порядкам.


     В Санкт-Петербурге принц Ульрих оказался в большом фаворе. Его женитьба сопровождалась блистательными балами в великолепных дворцах, парадами русских гвардейцев, шумными праздниками.
     Прошедшему придворную науку немецкому барону представилась отличная возможность применить свои признания в русской столице. И он преуспел в этом. Вскоре Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена высочайшим указом произвели в корнеты русского кирасирского полка.

 Крушение фаворита
      Между тем в 1740 году у Анны Леопольдовны и Антона Ульриха родился сын. В том же году умерла Анна Иоанновна, которая на смертном одре передала трон не своей племяннице Анне Леопольдовне, а ее младенцу, вошедшему в историю как царь Иван VI Антонович. Так принц Антон Ульрих оказался    отцом императора.


      Сначала регентом младенца – короля стал Бирон, однако уже через считанные недели, в ночь на 9ноября 1740 года, он был свергнут в результате дворцового переворота. Спустя год гвардия совершила новый переворот, и на престол взошла дочь Петра I императрица Елизавета Петровна. Малолетнего Иоанна Антоновича заточили в крепость, а его мать отправили в ссылку, где она вскоре умерла. Звезда принца Ульриха закатилась, так что рассчитывать на его протекцию Мюнхгаузен больше не мог.
      Тем не менее барон еще десять лет исправно служил в русской армии. В составе войск, действовавших против турок, участвовал в осадах османских крепостей и привез оттуда трофейную турецкую саблю, которую сам захватил в бою.
       После войны вместе со своим полком Мюнхгаузен возвратился в Ригу. Там в возрасте 24 лет он женился на дочери рижского судьи Якобине фон Дутен и, по свидетельству современников, был примерным семьянином.

Позор во славу
       Когда барону исполнилось тридцать лет, ему пришлось признать, что столь успешно начатая в России карьера не удалась. Он решил вернуться в Германию, подал прошение об отставке и, выйдя в нее, получил чин ротмистра. Вскоре чета фон Мюнхгаузенов приехала в родной Боденвердер. В кругу местной знати барон сразу стал заметной личностью. Ведь он служил в загадочной России, жил в ее столице Санкт-Петербурге, бывал при дворе русского императора.
       К тому же отставной ротмистр на свое несчастье был наделен редким даром рассказчика. Слушатели не сомневались, что он действительно пережил множество удивительных приключений. Да и турецкая сабля служила наглядным подтверждением услышанного.

Памятник в родном городе
       Своим слушателям Мюнхгаузен рассказывал о том, что видел своими глазами: о сказочных богатствах русских вельмож, дорогих балах и придворных интригах, о русских морозах, свирепых волках и медведях и, конечно, об ужасах войны – о лихих атаках конницы и яростных сечах, о пушечных ядрах, разрывавших людей и лошадей. Короче, говорил только правду.
       Его истории передавались из уст в уста и при этом сильно приукрашались. Это и сыграло скверную шутку с никогда не вравшим бароном. Дело в том, что его близкий родственник Герлах Адольф фон Мюнхгаузен, премьер-министр Ганноверского курфюрста, серьезно поссорился с нечистым на руку писателем  и книгоиздателем Рудольфом Эрихом Распе. Мошенником заинтересовалась полиция. Чтобы не оказаться в тюрьме, он эмигрировал в Англию.


       Но желание отомстить проклятым Мюнхгаузенам, которые разоблачили его махинации, спокойно жить ему не давало. И Распе решил опозорить эту семью. Он собрал все рассказы бывшего русского ротмистра в искаженном виде, добавил туда еще больше выдумок и в 1786 году издал в Оксфорде сборник рассказов о необычных приключениях барона фон Мюнхгаузена, сделав посмешищем фамилию своего заклятого врага.
      Книга имела большой успех у читателей. Имя хвастуна и враля Мюнхгаузена со временем приобрело всемирную известность.
       Сам же барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен всячески открещивался от приписываемых ему приключений вплоть до своей смерти, последовавшей в 1797 году.
Сергей Демкин.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадет

Оглавление повести "Колька и Наташа" Л.Конторовича

Об авторе и его книге   Часть 1 Глава 1. Одиночество Глава 2. Перевоз Глава 3. Что делать? Глава 4. Случай на барже Глава 5. Андрей Иванович Остров Глава 6. Первое знакомство Глава 7. О чем говорил ездовой Глава 8. В ревкоме Глава 9. Наташа Глава 10. У Марии Ивановны Глава 11. Новое дело Глава 12. Поход за топорами и пилами Глава 13. Кто в красном доме живет Глава 14. Наташа недовольна Глава 15. Разные бывают встречи Глава 16. Бой Глава 17. Дома Глава 18. Накануне именин Глава 19. События на Волге Глава 20. Что было дальше на Волге Глава 21. Колька и Генка Глава 22. Нужна ли музыка? Глава 23. Отчего подох Пират Глава 24. Крылья смерти Глава 25. Деньги на коньки Глава 26. Утренний поход Кольки Глава 27. Беспризорники Глава 28. Куда исчез Колька? Глава 29. Неплохие ребята Глава 30. Нитки волшебника Глава 31. На чердаке Глава 32. На помощь! Глава 33. Колька готовится бежать из госпиталя Глава 34. Домой Глава 35. Детдом Глава 36.

4 - число удивительное

   Пифагор и его ученики, жившие в VI веке до нашей эры, считали числа очками, из которых состоит мир. И важнейшим из чисел им представлялось число 4, которое "позволяет телу вселенной стать трехмерным". Многие мистические построения пифагорейцев отвергнуты наукой, но некоторые нашли себе поразительные подтверждения. Так, в частности, произошло с числом 4. Об этом свидетельствуют материалы, присланные в редакцию Б.Эрдниевым из Элисты и А.Викторовым из Москвы. * Молекула воды - тетраэдр с четырьмя полюсами электрических зарядов. Структура льда образуется так, что каждая водяная молекула в нем окружает четыре других, образуя тетраэдр.    Для твердых тел роль числа 4 не менее значительна, чем для воды. Минерал кварц - это двуокись кремния, в которой каждый атом кремния соседствует с четырьмя другими. Выходит, как это ни парадоксально, вода структурно похожа на кварц. * Кристаллы прочнейшего минерала алмаза представляют собой четырехгранники (тетраэдры). * Любую географиче

Рынин Н. А. - популяризатор межпланетных путешествий

    В преддверии "Интеркосмоса". Неизвестное об известном    Имя профессора Ленинградского иститута инженеров путей сообщения Николая Алексеевича Рынина (1877-1942), "советского ученого в области воздухоплавания, авиации, космонавтики и начертательной геометрии" (БСЭ), хорошо знают историки техники. В частности, изданный в 1928-1932 годах его 9-томный труд "Межпланетные сообщения" - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космических полетов - до сих пор не имеет равных по занимательности (и обстоятельности) изложения и подбору уникальных сведений, фактов.     Куда меньше известно, что Н. А. Рынин одним из первых стал подходить к полетам в космос как к проблеме  не только чисто технической, инженерной, но и комплексной, требующей для своего решения концентрации огромных материальных, людских, интеллектуальных ресурсов. Так, в декабре 1927 года, выступая в Ассоциации инженеров (Ленинград) с докладом  о деятельности об

А. Рыжиков. Рассказ "Надежный друг"

Всем известно, как сообразительны собаки, как они преданы своему хозяину. Прошло несколько лет после случайной гибели моего помощника по сбору грибов, Майки, но и сейчас я часто вспоминаю четвероногого друга, не раз выручавшего меня из трудного положения. Как-то летом я пошел в заболоченные леса Шатурского района, прослышав о богатом урожае лесной малины и черной смородины. Майку я не взял с собой: грибы еще не появлялись, а находить ягоды она не умела. С утра было тепло, но с половины дня на чистом небе появились сплошные облака и закрыли солнце. Они не рассеивались весь день, затрудняя ориентировку. Добравшись до леса, я скоро набрел на ягодные места. Ягод было много, особенно черной смородины. Зайдешь в иное торфяное болотце, поросшее ивняком и багульником, и не знаешь, с какого куста собирать: куда ни глянешь, везде сплошными гирляндами висят крупные кисти черной смородины на согнувшихся под их тяжестью ветках Занявшись сбором ягод, я забыл обо всем остальном. Уже начинало