К основному контенту

Рожденная для кухни... Первая женщина-математик Софья Ковалевская


Софья Ковалевская танцам предпочла математику.
    Она жила в мужском мире, где всерьез обсуждался вопрос - человек ли женщина? Где способность к творчеству считалась присущей только сильному полу. Но, сломав все преграды на своем пути, Софья Ковалевская стала великим математиком, первой женщиной членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Хотя за все свои достижения ей пришлось заплатить слишком высокую цену.
   
    Фиктивный брак.
     Василий Васильевич, отец Софьи, воевал на Балканах, служил в Генштабе. В 40 лет вышел в отставку, женился на внучке знаменитого астронома Шуберта. После женитьбы переехал в собственное имение Палибино близ Витебска и стал вести размеренную жизнь типичного помещика. Но беспокоили дочери.
     Анюта тайком отослала свою повесть в журнал "Эпоха", где редакторствовал Достоевский. А 14-летняя Соня - просто дикарка. Дни напролет царапала что-то карандашом. Учитель говорил, что у нее способности к математике. Это у девочки-то! Ей надо танцы осваивать, а не уравнения.
     Генерал решил отправить дочерей в Петербург - пусть походят на балы да в театры. Но по приезде в столицу Анюта тут же отписала Достоевскому. Теперь он часто приходит к ним, даже сделал Анюте предложение. Та отказала. Зато Соня вскоре неожиданно вышла замуж за
молодого книгоиздателя Владимира Онуфриевича Ковалевского, с которым ее познакомила Анюта.

     Их брак можно считать фиктивным. Незамужние девушки могли ехать за границу только в сопровождении родителей. Чтобы помочь таким, мужчины женились на них. увозили "жен" за границу, где те учились.
     Молодожены укатили в Вену. Соне разрешили посещать лекции в университете. Но это стоило таких денег! К тому же жизнь в Вене дорогая,  а отец посылает средств слишком мало. Оставив Ковалевского в Вене, Соня уехала в Гейдельберг. Тамошний университет встретил ее неприветливо, но помог Тимирязев, который там работал.
     Соня стала посещать лекции по математике и физике. Занималась как проклятая. Через год поняла, что больше ей здесь нечему учиться, и уехала в Берлин, где жил крупнейший математик Карл Вейерштрасс. Старик предложил ей несколько трудных задач на пробу. Соня не только быстро справилась с ними, но и нашла новый способ решения - проще и изящнее.
     Вейерштрасс начал ходатайствовать перед академическим советом о зачислении Ковалевской в Берлинский университет. Но ему ответили отказом: "Женщина не может числится у нас в законных студентах". Софья стала частной ученицей Вейерштрасса.
   
     Отвергнутый гений.
     Соня оглядела свою квартиру: вещи разбросаны, везде книги. Все надо разобрать, привести в порядок. Неожиданно приехал Владимир Онуфриевич. Оказывается, он получил докторский диплом, его признали основателем эволюционной палеонтологии. Конечно, она не мастерица-кухарка, но праздничный ужин смогла приготовить.
     Вообще-то, пора было ей определяться в отношениях с Володей: он давно предлагал сделать их фиктивный брак настоящим. Наконец в мае 1873 года они решили жить вместе и обосновались в Берлине. А через год Геттингенский университет присудил Софье степень доктора философии по математике и магистра изящных искусств.
     Окрыленные победами в науке, Ковалевские вернулись в Россию. И тут выяснилось, что заграничные дипломы мало что дают. Конечно, Владимир может преподавать, но, чтобы занять кафедру, нужно заново перезащититься. Соня же вообще может рассчитывать только на должность учительницы арифметики в женской гимназии. Каково услышать такое после триумфа в Европе?

     Не дожидаясь суда...
     Осенью 1878 года у Ковалевских родилась дочка, которую тоже окрестили Софьей, но звали Фуфой. Владимир решил вспомнить о своих "коммерческих способностях", ведь он был когда-то издателем! Однако его предпринимательская деятельность приносила одни убытки. Он все чаще срывал свое плохое настроение на жене: нет, мол, у тебя полета мысли, рожденная для кухни женщина не может удовлетворить его эстетических привязанностей. Чуть позже Соня узнала причину столь "высоких требований" - оказывается, муж завел любовницу.
    Весной 1881 года она уезжает в Берлин. Там Вейерштрасс свел ее со шведскими учеными. С ноября 1883-го - Ковалевская приват-доцент Нового университета в Стокгольме, а еще через год - поднимай выше! - профессор Стокгольмского университета.
    Написать об этом подругам в Россию? Но вряд ли им будет интересно знать, что ее исследования о преломлении и распространении света в кристаллических средах произвели фурор, что работа об абелевых интегралах 3-го ранга принята на ура. Конечно, с куда большим интересом повыскакивающие замуж подруги обсудили бы трагедию, произошедшую с ее мужем. Но Соня и сама мало что знает о ней. Лишь в газете прочла, что 15 апреля 1883 года Владимир Ковалевский покончил с собой. После ее отъезда он окончательно разорился, брал взятки, находился под угрозой судебного разбирательства и не вынес этого...

     Пик славы.
     Как-то в дверь ее стокгольмской квартиры постучали. Посыльный принес записку: "Буду у вас завтра". Соня уставилась на подпись: Ковалевский. Ах, да! Это Максим Максимович, она познакомилась с ним еще в России. Историк, опальный профессор Московского университета, которого выслали за прогрессивные взгляды, теперь читает лекции в Стокгольме. Забавно - еще один Ковалевский в ее жизни.

     Он ввалился в маленькую квартиру Сони - огромный, шумный, веселый - и стал бывать здесь чуть ли не каждый день. Приносил коробки конфет, куклы для Фуфы, ухитрялся доставать пасхальные яйца величиной с мяч. Боже, да он заслонил собой весь мир! Соня поняла - влюбилась!
     Но загадала так: окончательно пленит Максима, если справится с великой математической задачей о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки. Это был орешек, о который обломал зубы не один математик. За успешное решение этой задачи Парижская академия наук присудила Софье специальную премию.
     Парадный зал академии встретил ученую громом аплодисментов. А в конце вечера Максим предложил: "Софья Васильевна, вы уже достигли пика математической славы. Выходите за меня, махнем куда-нибудь на виллу!" Но от науки она отказаться уже не могла.

     Черные дни.
      7 ноября 1889 года Ковалевскую выбрали членом- корреспондентом Петербургской академии наук. Софья Васильевна приехала в Россию, чтобы присутствовать на одном из заседаний. Удивительно, но ей отказали: "Пребывание здесь женщин не в наших обычаях". Снова уехав за границу, Соня переживала черные дни. Частенько болело сердце. И впервые подумала: а может, правда, бросить все и выйти за Ковалевского?
     Новый 1891 год она решила встретить с Максимом. Уже договорились о свадьбе, но Софью мучили дурные предчувствия. Она попросила своего жениха отвезти ее в Геную, где зачем-то потащила на знаменитое кладбище Санто-Кампо. У черной мраморной статуи коленопреклоненной женщины мрачно сказала: "Один из нас не переживет этот год".
     В Стокгольм она вернулась простуженная. 28 января лечащий врач заявил, что опасность миновала. Вечером Фуфа собиралась на детский маскарад, мама сама смотрела ее цыганский костюм. Но, когда дочка ушла, Софья Васильевна сказала сестре милосердия: "Во мне произошла какая-то перемена.." Ночью она начала задыхаться, и под утро ее не стало...
     На похорогах гроб Софьи Ковалевской был завален цветами. Ее, всю жизнь страдающую от одиночества, любил, оказывается, весь мир.
Елена Коровина.
(журнал "Самое Оно")

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадет

Оглавление повести "Колька и Наташа" Л.Конторовича

Об авторе и его книге   Часть 1 Глава 1. Одиночество Глава 2. Перевоз Глава 3. Что делать? Глава 4. Случай на барже Глава 5. Андрей Иванович Остров Глава 6. Первое знакомство Глава 7. О чем говорил ездовой Глава 8. В ревкоме Глава 9. Наташа Глава 10. У Марии Ивановны Глава 11. Новое дело Глава 12. Поход за топорами и пилами Глава 13. Кто в красном доме живет Глава 14. Наташа недовольна Глава 15. Разные бывают встречи Глава 16. Бой Глава 17. Дома Глава 18. Накануне именин Глава 19. События на Волге Глава 20. Что было дальше на Волге Глава 21. Колька и Генка Глава 22. Нужна ли музыка? Глава 23. Отчего подох Пират Глава 24. Крылья смерти Глава 25. Деньги на коньки Глава 26. Утренний поход Кольки Глава 27. Беспризорники Глава 28. Куда исчез Колька? Глава 29. Неплохие ребята Глава 30. Нитки волшебника Глава 31. На чердаке Глава 32. На помощь! Глава 33. Колька готовится бежать из госпиталя Глава 34. Домой Глава 35. Детдом Глава 36.

А. Рыжиков. Рассказ "Надежный друг"

Всем известно, как сообразительны собаки, как они преданы своему хозяину. Прошло несколько лет после случайной гибели моего помощника по сбору грибов, Майки, но и сейчас я часто вспоминаю четвероногого друга, не раз выручавшего меня из трудного положения. Как-то летом я пошел в заболоченные леса Шатурского района, прослышав о богатом урожае лесной малины и черной смородины. Майку я не взял с собой: грибы еще не появлялись, а находить ягоды она не умела. С утра было тепло, но с половины дня на чистом небе появились сплошные облака и закрыли солнце. Они не рассеивались весь день, затрудняя ориентировку. Добравшись до леса, я скоро набрел на ягодные места. Ягод было много, особенно черной смородины. Зайдешь в иное торфяное болотце, поросшее ивняком и багульником, и не знаешь, с какого куста собирать: куда ни глянешь, везде сплошными гирляндами висят крупные кисти черной смородины на согнувшихся под их тяжестью ветках Занявшись сбором ягод, я забыл обо всем остальном. Уже начинало

В эпоху модерна моду начинает диктовать технический прогресс

Худ. Алан Мейли На рубеже XIX и XX веков  стремительно врывается в жизнь технический прогресс, на что откликнулась мода, преобразуя и изобретая одежду, удобную для спортивного отдыха и занятий спортом.  Все больше людей увлекаются разными видами спорта, занимаясь ими в основном на открытом воздухе: тенни­сом, греблей, футболом, плаванием, борьбой и боксом, конькобежным, велосипедным и мо­тоциклетным спортом. Популярны и более экс­тремальные способы времяпрепровождения, такие как альпинизм и катание на горных лы­жах. Жизнь становится насыщеннее и активнее.  Регби. Англия. 19 век. Клуб лаун-тенниса. Худ. Фредерик Артур Бриджмен. 1891. Постепенно к ним приобщается и пре­красный пол, хотя спортивная одежда для жен­щин еще очень далека от удобной. Появляются всевозможные спортивные клубы и общества, устраиваются соревнования — от местных до международных, проводятся вело-, авто-и мотопробеги. Жизнь начинает превращаться в массовое состязание — кто быстрее, сильнее, зрелищнее. Костюм для вел

Рынин Н. А. - популяризатор межпланетных путешествий

    В преддверии "Интеркосмоса". Неизвестное об известном    Имя профессора Ленинградского иститута инженеров путей сообщения Николая Алексеевича Рынина (1877-1942), "советского ученого в области воздухоплавания, авиации, космонавтики и начертательной геометрии" (БСЭ), хорошо знают историки техники. В частности, изданный в 1928-1932 годах его 9-томный труд "Межпланетные сообщения" - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космических полетов - до сих пор не имеет равных по занимательности (и обстоятельности) изложения и подбору уникальных сведений, фактов.     Куда меньше известно, что Н. А. Рынин одним из первых стал подходить к полетам в космос как к проблеме  не только чисто технической, инженерной, но и комплексной, требующей для своего решения концентрации огромных материальных, людских, интеллектуальных ресурсов. Так, в декабре 1927 года, выступая в Ассоциации инженеров (Ленинград) с докладом  о деятельности об