К основному контенту

...Занимательная История


ЭТО ИНТЕРЕСНО                                                                                                                             

Журнал "Техника - молодежи". 9 - 1987.

Г.Малиничев, инженер.


Око за око...
   На одной из последних выставок курьезов, регулярно устраиваемых  в назидание другим римскими журналистами, демонстрировалась новенькая банкнота достоинством в 1000 лир. По замыслу финансистов, на ней должен быть изображен знаменитый итальянский путешественник Марко Поло (ок.1254-1324). Но дотошные журналисты при помощи искусствоведов неопровержимо доказали, что на банкноте вместо портрета Марко Поло воспроизведен фрагмент с картины XVI века "Вдовец".
   Уязвленные финансисты не остались в долгу. Они, в свою очередь, представили на выставку вечернюю римскую газету, в которой досужие репортеры назвали голландскую футбольную команду "Аякс" греческой, а место ее встречи со спорсменами гамбургского клуба обозначили как "прусскую землю", хотя портовый город Гамбург никогда не имел к Пруссии никакого отношения.

Попал в точку
   Химическими опытами будущий академик Петербургской АН, прославленный русский химик-органик Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886) увлекся еще в 8-летнем возрасте. Как-то раз вместе с приятелем он готовил смесь для бенгальского огня, неожиданно она взорвалась, опалив волосы юных экспериментаторов.
   Разъяренный воспитатель три дня подряд ставил Сашу в угол с черной доской на шее. На ней для пущего устыжения провинившегося было крупно выведено мелом: "Великий химик". Надпись оказалась пророческой.

Урок доброжелательства
   Когда кандидатура французского астронома и физика Доминика Франсуа Араго (1786-1853) была выдвинута в члены Парижской АН, этому вдруг воспротивился его маститый коллега Пьер Симон Лаплас (1749-1827). Не отрицая научных заслуг молодого соискателя, Лаплас находил полезным "подержать его в черном теле", активизировать его творческую деятельность перспективой избрания в академию. За Араго вступились многие академики. Причем наиболее известный из них - Жозеф Луи Лагранж (1736-1813) без околичностей заявил:
- Вы сами, уважаемый Лаплас, вступили на "научный Олимп", не зарекомендовав себя ничем особенным. Вы только подавали надежды, и мы сумели вовремя это оценить. Ваши великие открытия были сделаны много позже вашего избрания в академики!

Гастрономическое доказательство
   Лекции немецкого химика-органика Адольфа Байера (1835-1917), иностранного члена-корреспондента Петербургской АН, лауреата Нобелевской премии, запрминались яркими, образными демонстрациями, неожиданными ассоциациями, стремительными поворотами в ходе рассуждений, удачно приведенными примерами, шутками - своеобразной умственной разрядкой.
   Однажды, рассказывая о гидролизе крахмала различными ферментами, ученый продолжал самым серьезным тоном:
- Кстати, подобный фермент содержится и в слюне. Если в течение нескольких минут жевать, допустим, рисовую кашу, то в ней нетрудно обнаружить вещество, получившееся при расщеплении крахмала, - глюкозу, иначе - виноградный сахар. Да вы и сами сможете убедиться в гидролитической способности фермента слюны. Думаю, ваш лаборант господин Бернард не откажет в любезности это продемонстрировать.
   С такими словами Байер достал из-под кафедры заранее приготовленное огромное блюдо с рисовой кашей, протянул его ассистенту и невозмутимо пояснил ошеломленным слушателям:
- Сейчас господин Бернард хорошенько прожует кашу, а мы потом убедимся на вкус, что в ней содержится глюкоза.

Дуэль астрономов
   В годы учебы будущий знаменитый астроном из Гданьска носил простую фамилию Гевелка. Затем ее пришлось латинизировать и подписывать научные труды именем Яна Хевелиуса. Нам же он известен как Гевелий  (1611-1687), основатель селенографии. Польский ученый первым изучил структуру Луны и дал такие принятые ныне названия, как Море Ясности, Океан Бурь, кратеры Коперник, Тихо (Браге), Аристарх, Платон.
   В результате 20-летнего упорного труда в собственной обсерватории Гевелий составил первый систематический обзор всех наблюдавшихся комет, каталог положений 1564 звезд, выделив 11 новых созвездий, которым дал названия Жираф, Единорог, Малый Лев, Ящерица... Причем здесь он блеснул и как тонкий наблюдатель, и как превосходный гравер.
   В 1673 году ученый выпустил трактат "Небесные машины", где развил многие идеи Иоганна Кеплера. Этот труд вызвал разкие нападки знаменитого Роберта Гука, который усомнился в точности приведенных там сведений. Дело в том, что Гевелий весьма скептически относился к тогдашней новинке - телескопу Галилео Галилея, противопоставляя оптическому методу  астрономических наблюдений старый испытанный метод Аристарха Самосского - при помощи невооруженного глаза. Против этого и выступал Гук, утверждая в своей полемической брошюре, что точность измерений "на глазок" не превышает половины угловой минуты. Гевелий принял вызов и в ответ написал брошюру, в которой прямо заявил, что Гук со своими приборами не сможет составить карт точнее, чем он, Гевелий.
   Итак, дуэль... Как и при любом поединке, нужен был секундант, и таковой нашелся в лице Эдмунда Галлея, чье имя носит всем известная комета. В 1679 году он прибыл в Гданьск с "дуэльными пистолетами" - огромным набором астрономических инструментов. Телескопы и угломеры расположили близ обсерватории, и дуэль началась. На столах лежали астрономические каталоги звезд. 23-летний Галлей не отходил от телескопа, а 68-летний Гевелий созерцал небо невооруженным глазом.
   Позже Галлей докладывал Гуку: "Хоть это и выглядит невероятным, но разница в результатах наших обоюдных наблюдений редко превышала несколько угловых секунд!" Гук был вынужден признать себя побежденным, но, будучи строптивым упрямцем, промолчал и письменно не подтвердил своего поражения.
   А что же Гевелий? Как ни в чем не бывало он принялся за новые наблюдения ночного неба, но уже... с помощью своего телескопа. У него были чертежи Галилея, а сам он показал себя отличным оптиком. Гевелий открыл 4 кометы, оптическую либрацию Луны, фазы Меркурия, подготовил капитальный труд "Уранография". Но принципы его не изменились: на одной из карт он изобразил ангелочка, из уст которого вылетали слова: "Предпочитаю невооруженное око".


Б.Хасапов, инженер
Лягушка-радиоприемник
   100 лет назад замечательные опыты немецкого физика Генриха Рудольфа Герца (1857-1894) подтвердили существование электромагнитных волн, привели к открытию способов их получения и обнаружения, что, в свою очередь, дало толчок к изобретению радиосвязи. Правда, использованные в опытах передатчик и приемник радиоволн были настолько примитивными, что сам Герц не верил в практическую полезность своих устройств, даже и усовершенствованных.
   Первый же в мире радиоприемник, как известно, построил в 1895 году русский физик и электротехник Александр Степанович Попов (1859-1905/06). Его прибор, включающий в себя антенну, заземление, детектор колебаний (когерер) и сигнализатор, был вполне пригоден для приема радиоволн на значительных расстояниях. В том же году А.С.Попов создал для метеорологов и "грозоотметчик" - для регистрации грозовых разрядов...
   А теперь погрузимся в глубь времени еще на 100 лет. В 1791 году итальянский анатом и физиолог Луиджи Гальвани (1737-1798) поместил препарированную лапку лягушки между двумя кусками проволоки, замкнув их нервом лапки. На некотором расстоянии от этой установки он расположил другую - здесь к таким же кускам проволоки была подсоединена электрическая машина. И при каждом проскакивании искры на второй установке лапка лягушки на первой вздрагивала, ее мышцы сокращались. Дальше - больше. Гальвани обнаружил, что роль второй установки выполняют грузовые разряды - лапка реагировала и на них! Для этого ему пришлось верхний отрезок проволоки вывести на крышу дома, сделать его антенной, а нижний - протянуть к колодцу-заземлению. Несомненно, то были основные эксперименты беспроволочной телеграфии.
   Проще всего посчитать "лягушку-радиоприемник" своего рода историческим казусом. Но как бы мы ни относились к экспериментам Гальвани с высоты сегодняшних понятий, значение их огромно.

Комментарии

Популярные

Вяжем берет на машине

Он вяжется из 8 клиньев, шерсти пойдет 80 г. Вязание поперечное (рис. 7).    Плотность: 25 кв. см = 16 петель, 20 рядов.    Мерки:    - окружность головы - 50 см;    - радиус малого круга - 8 см (АБ);    - радиус большого круга - 13 см (АВ);    - длина клина - 18 см (АГ) = 57 петель;    - внешняя окружность - 81 см (324 ряда.    Как делаются эти расчеты, вы поймете, взглянув на рабочий чертеж к рис. 7.   Наберите 57 петель вспомогательной нитью (позже ее выдерните) и провяжите 2 -3 ряда. Счетчик рядов поставьте на нули и приступайте к вязанию 1-го клина.    Провязав ряд (каретка слева), вяжите до 23 ряда, выдвигая через ряд (всегда справа) по 2 иглы в переднее нерабочее положение, не забывая при этом цеплять нить за соседнюю нерабочую иглу. С 23-го ряда (по 37-й) вяжите, выдвигая по 2 иглыуже в каждом ряду (с противоположной от каретки стороны). При вязании 38-го ряда введите в работу все иглы слева, а при вязании следующего, 39-го, введите иглы справа. На всех иглах (их

Иван Фомич Хруцкий (1810 - 1885), основоположник русского натюрморта. История жизни и творчества (часть 3)

И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885).  Виноград и фрукты. 1830-е. Несмотря на учебу в пейзажной мастерской, Хруцкий приобрел известность прежде всего как живописец "цветов и плодов". Класс "цветочный с фруктами и насекомыми" существовал в Академии художеств еще в конце XVIII века, но в начале XIX-го этот жанр не входил в программы учебного курса. Интерес к натюрморту оживился в 1830-е. В годы президентства А. Н. Оленина на основе его коллекции был даже учрежден "Музей костюмов и предметов для писания nature morte". С расцветом романтизма флоральные темы в натюрморте вновь стали модными, но, как низший жанр в академической иерархии, он был представлен в живописи немногими именами. В залах Эрмитажа  он открыл для себя нидерландский натюрморт. Юношу восхищали "накрытые столы" и "прерванные завтраки", "роскошные десерты" с изысканной посудой и "битая дичь" - охотничьи трофеи, "суета сует" с книгами и черепами

М. Ефетов. Две повести для детей "Света и Камила". Содержание

Издательство "Детская литература", Москва. 1966. Рисунки Ю. Реброва и Н. Минаева.     От автора:     В этой книге я рассказываю все, как было в дни мира и в дни войны в жизни двух девочек - волжанки Светланы и портсаидки Камилы.     У двух маленьких девочек война отняла мать и отца.     Эти девочки - светловолосая Светлана и смуглая, курчавая Камила - живут на берегах двух больших рек, Волги и Нила. Если посмотреть на карту, видно, как далеки эти реки - одна в нашей стране, другая в Египте...    А судьбы Светланы и Камилы очень схожи.    Светлана - волжанка. И нет, должно быть, города на земном щаре, который так, как Сталинград, заставлял бы вспоминать проклятое слово "война"...   В этом городе есть дом, от которого войну повернули обратно: от Волги на Берлин. Четырнадцать шагов перед этим домом были последними шагами, которые враг не смог сделать по нашей земле. Здесь же, в нескольких шагах от врагов, провела два месяца маленькая девочка без фамилии, по

"Белая сирень" - торжествующий аромат послевоенного десятилетия

Флакон и коробка из-под духов "Белая сирень". Конец 1940-х - начало 1950-х. Летом 1944 года завершилась Ленинградская битва - самая длительная (10 июля 1941 ­­- 9 августа 1944 года) и наиболее тяжелая по человеческим жертвам битва Великой Отечественной войны. Только среди гражданского населения от голода и бомбежек погибло около 800 тыс. человек. К 1946 - 1947 гг. в городе постепенно налаживается жизнь. Из эвакуации возвращаются заводы. Фабрика "Ленжет" начинает выпуск первой послевоенной продукции: одеколонов, мыла. Два молодых парфюмера, Б. Л. Путцайт и И. Г. Вольфсон, предлагают совершенно новые духи с очень современным ярким ароматом, полностью соответствовавшие  зеленой цветочной направленности, столь популярной в русской парфюмерии. Духи воспроизводили запах сирени - глубокий, влажный, таинственный и знакомый. Духам дали название "Белая сирень". Был выпущен отдельный флакон в коробочке и сюрпризный набор. Для флакона использовали форму и сти

"Крутые виражи" Петра I. Распространение европейской моды на Руси

Н. В. Неврев. Петр I в иноземном наряде. Смена исконно русского костюма  на иностранное платье соответствовала всем иным преобразованиям Петра I. Во-первых, Россия должна была быть приближена по всем показателям, в том числе и внешнему виду, к Западной Европе. Вторая сторона дела заключалась в том, что Петру I в целях проведения реформ в стране необходимо было превратить  своих современников в ловких, знающих и энергичных сподвижников в преобразованиях. Боярская одежда для таких целей явно не подходила. Дорогая, неудобная в быту и работе одежда была решительно заменена царем новой, европейской. Историк С. М. Соловьев писал: "Длинная и широкая одежда есть выражение жизни спокойной, по преимуществу домашней...  короткая и узкая одежда есть выражение бодрствования, выражение сильной деятельности". Д. Н. Кардовский. Сенат петровского времени. Последовал ряд указов. 26 августа 1698 года было положено начало указом о бритье бород. Затем последовали указы 4 января 17

Зарождение в России парфюмерной индустрии и два француза

В 1841 году в Париже в семье парфюмера Атанаса Брокара родился младший сын, Анри. В том же году в Москву приехал известный французский парфюмер Альфонс Ралле. До отмены крепостного права в России оставалось 19 лет, до появления в московских домах водопровода и канализации - лет 70, до миллионного московского жителя - столетие... Чего же искал в краю далеком 250-летний Ралле? Рекламный плакат "Товарищество А. Ралле". 1900-е. Энергия, жажда действия, фанатичная преданность профессии рождают особый тип человека. Хотел ли Ралле разбогатеть легко и быстро, пользуясь практически полным отсутствием конкуренции?  Тогда он мог найти место поближе к Франции. Но Ралле был "идейным" парфюмером: он любил учить, любил находить и выводить в люди таланты. Москва казалась ему идеальным местом, "чистым листом", где он мог бы осуществить свои замыслы. Рекламный плакат мыла "Леда" от "А. Ралле и Ко". Начало ХХ века. Флакон из-под духов &qu

Просвещенный XVIII век в Российской империи. Начало театра

Санквирико. Эскиз декорации "Римская равнина" к балету. XVIII в. Театр был непривычен для зрителей Петровской эпохи, они заполняли его главным образом по праздникам. Среди зрителей были родовитые дворяне и представители других социальных групп. Театральное опахало. XVIII век. Отношение Петра I к театру было двойственным: с одной стороны, он ясно понимал пропагандистский, просветительный и полезный характер данного зрелища для его преобразований, но, с другой стороны, сам царь с трудом выносил простое созерцание и, как натура активная, не любил театр. Тем не менее он дал распоряжение Ф.А. Головину призвать в Москву "комедиантов". Поручение было исполнено, и в Лефортовской палате начали давать представления. Театральное представление. Гравюра. XVIII век. В 1703 году на Красной площади построили настоящее театральное здание – "комедиальную храмину". Сцена называлась   т е а т р у м,  балкон именовали   х о р а м и.   Ч у л а н ы,  то есть л

Ноты. Стихи. "Встреча друзей" Слова Р.Рождественского. Музыка Е.Мартынова

Евгений Мартынов "Встреча друзей" Музыкальная открытка Встреча друзей Слова Р.Рождественского Музыка Е.Мартынова Песня пусть начинается, До небес поднимается, Светом пусть наполняется, Как заря. Два раза: Посидим по-хорошему, Пусть виски запорошены, На земле жили-прожили Мы не зря. Над рекой вспыхнет зорюшка, Высоко встанет солнышко, Упадет в землю зернышко В нужный срок. Два раза: Только бы в поле, во поле Дождичек сыпал вовремя, А потом чтобы вовремя Лег снежок. Спелый хлеб закачается, Жизнь, она не кончается, Жизнь, она продолжается Каждый раз. Два раза: Будут плыть в небе радуги, Будет мир, будут праздники, И шагнут внуки-правнуки Дальше нас.

Мужской костюм знати и народа на Руси. Кафтанное разнообразие

Одежда боярская. 17 в.  Портреты князей Репниных.  Худ. Ф. Г. Солнцев (1801—1892) На традиционную русскую рубаху и порты , которые считались нижней одеждой и назывались  и с п о д н и ц е й  или исподним, знатные люди надевали три одежды — одну на другую. Если нужно было принимать гостей или показываться в люди, надевали среднюю одежду. А для выходов существовала еще и накидная одежда. Русская одежда XVI—XVII вв. Худ. И. Я. Билибин (1876—1942) На зипуны надевали кафтаны. Их делали до пят или до икр, чтобы можно было выставлять напоказ сапоги. Кафтан обычно шили с таким расчетом, чтобы он приоткрывал сапоги и не мешал шагу: спереди несколько короче, чем сзади. Материалом служили бархат, атлас, камка, тафта, мухояр (бухарская бумажная ткань) или простая крашенина . В нарядных кафтанах концы рукавов украшали запястьями, то есть вышивкой серебром, золотом, жемчугом и дорогими камнями. Рубаха и зипун.  Фрагмент картины А. П. Рябушкина "Семья купца в XVII

Одеколон на фоне пролетарского реализма. Об истории парфюмерии на заре советской власти

Продукция "Главпарфюмера"  в 1950-е. Иллюстрация из "Товарного словаря СССР" (1956-1961). Рекламный плакат средств для бритья. 1950-е. С конца 1920-х годов организации, занимавшиеся внешней торговлей, в частности Всекомпромсоюз, начали экспортировать советские товары: шоколад, прочие кондитерские изделия, машинное и рукотворное кружево, изделия народных промыслов и товары художественной промышленности, ситцевые, льняные и шелковые ткани. Но парфюмерия в этом списке отсутствовала. По всей вероятности, считалось, что духи, одеколоны, мыло и пудры имеют слишком "французское" происхождение. Можно предположить, что здесь имели место и ревность конкурентов, и невежество советских работников, утверждавших коммерческие предложения. Флакон из-под одеколона "Роза". 1930-е.  Флакон из-под одеколона "Гвоздика". 1930-е. Лето 1929 года прошло под знаком  окончательного отказа от новой экономической политики (НЭПа). Был принят первый п