ЭТО ИНТЕРЕСНО
В праздники императрица веселилась также, как и ее подданные: каталась на санях, играла в жмурки, на Масленице устраивала катание с ледяных гор.
Но, как и все дамы благородных кровей, Екатерина обладала очень чувствительной кожей. Даже небольшая травма сопровождалась огромными синяками, отеками и болью. Используемый фрейлинами тальк на время скрывал косметические дефекты, но не избавлял от болезненных ощущений. На какие-либо лекарственные средства химического состава сразу же возникала кожная аллергия.
В 1787 году по приглашению князя Потемкина-Таврического императрица посетила Крымский полуостров. Большая часть этого длительного путешествия проходила по суше. Волевая и целеустремленная Екатерина требовала максимальной скорости, за один день преодолевая более 120км.
А в России, как известно, две беды. Одна из них – дороги. И государыню, и многочисленную свиту трясло, заносило на ухабах, качало во все стороны. Еще бы – бешеная для того времени скорость и отсутствие амортизации карет! Как результат – все тело в синяках и ушибах. Любимый лейб-медик императрицы Роджерсон испробовал все имеющиеся у него средства, но так и не придумал ничего, кроме пузыря со льдом. Уже подъезжая к Смоленску, Екатерина не могла даже смотреть на лед – у нее сразу начинались судороги.
Поэтому, приехав в Севастополь, Роджерсон прежде всего начал искать надежное средство для чувствительной кожи императрицы (предстояла еще и обратная, не менее легкая дорога!). В поисках рецепта чудодейственного средства все аптекари Крыма проводили сутки напролет, колдуя над ступками и склянками. Потемкин обещал озолотить того, кто изготовит лекарство, которое не только сможет рассосать гематомы, но снимет воспаление и боль.
Задача казалась непосильной. Как всегда, на помощь медикам пришел случай. Во время утренней прогулки до горной деревушки внимание доктора Роджерсона привлек один эпизод. Малыш залез на дерево грецкого ореха, в надежде отведать лакомые орешки. Под тяжестью его тела молодой ствол поломался, мальчик упал. На рев и крики любимого чада прибежала мать. Осмотрев травмы и повреждения, быстро принесла из дома горшочек с каким-то средством и смазала им ребенка. Доктор про себя пожалел мальчика, которому с такими ушибами еще долго придется отлеживаться дома. Каково же было его удивление, когда вечером, возвращаясь домой, он увидел того же малыша, резво играющего на улице.
Роджерсон помчался к матери мальчика. По его просьбе она рассказала о составе лекарства: листья распространенной в Крыму софоры, лесного орешника, конского каштана замешивались вместе с пчелиным молочком, медом и воском. И в конце добавляется несколько капель масла розмарина. По уверению женщины, этот рецепт она узнала от прабабушки, в семье таким способом издавна лечили бытовые травмы, растяжения, ушибы и даже синяки на лице после «разборок» с мужем. На прощание доктор подарил женщине несколько золотых монет и взял у нее горшочек с лекарством.
Императрице средство очень понравилось – оно легко впитывалось, обладало приятным запахом, не вызывало раздражения и аллергии. Надо ли говорить, что обратная дорога была куда более приятна!
Лейб-медик Роджерсон служил при Екатерине до конца ее дней, регулярно выписывая из Крыма софору и эфирное масло розмарина. Рецепт средства он хранил в тайне. И лишь спустя два века петербургские фармацевты расшифровали рецепт, разработали и выпустили уникальное средство – крем «Ай-болит»…
Комментарии
Отправить комментарий