К основному контенту

"Ветра свист и даль морская...". Из истории парусника "Крузенштерн"


Александр Городницкий. Паруса Крузенштерна

...Мальчишкой, затаив дыхание, слушал я рассказы друга моего отца - старого моряка, который в 20-е годы плавал на океанских парусниках. Возможно, это и стало одной из причин выбора мною профессии моряка. На парусник я попал в мореходке, когда мы проходили практику на учебной баркентине. Однажды в открытом океане контркурсом с нами разошелся огромный барк. Это был "Крузенштерн"...
   ...В начале века в Гамбурге существовала судоходная компания Фердинанда Лайеша. В отличие от других судовладельцев он был приверженцем парусников и в век пара и электричества содержал 56 барков вместимостью 2 тыс. т и выше. Правда, у всех были металлические корпуса и рангоут, бегучий такелаж изготавливался из стальных тросов. Поэтому капитаны - а Лайеш нанимал самых опытных, - полагаясь на крепость судов, в свежую погоду ставили на 60--метровых мачтах все паруса и нередко обгоняли паровые транспорты, делавшие в те годы от силы 10 - 12 узлов. Обычно барки Лайеша работали на "селитровой линии": Чили - Германия.
   Была у гамбургского судовладельца еще одна причуда - называть суда на букву П: "Пассат", "Пончо", "Профессор" и даже... "Пудель". Моряки прозвали этих хороших ходоков "летающими П".
   Последним судном Лайеша стал четырехмачтовый барк "Падуя", построенный в августе 1926 года на верфи в Геестемюнде. Клепаный корпус выполнили по "трехостровной" схеме с баком, центральной надстройкой и ютом. Просторный трюм можно было быстро заполнять 2 тыс. т сыпучих грузов и так же быстро разгружать. Большая парусность и хорошо продуманные обводы подводной части обеспечивали судну высокую скорость.

   Около 10 лет "Падуя" возила в Германию чилийские селитру и фосфаты, австралийскую пшеницу. С началом второй мировой войны барк использовали как грузовой лихтер, который водили близ берегов неторопливые буксиры.


   После войны при разделе нацистского флота "Падуя" отошла к нашей стране - в январе 1946 года на барке был поднят советский флаг. Его переименовали в честь адмирала И. Ф. Крузенштерна (1770-1846) -  начальника первой русской кругосветной экспедиции. Однако парусник не скоро вышел в открытое море: сказались годы, когда за ним не было надлежащего ухода. А наши судоремонтные заводы в первую очередь приводили в порядок износившиеся за годы войны суда. Барку пока отвели роль плавучей казармы.
   Наконец в 1959 году и до "Крузенштерна" дошли руки. Его поставили на капитальный ремонт. Обновили корпус и такелаж. Оборудовали на месте трюма каюты, пошили три с лишним десятка парусов. Установили два шестицилиндровых дизеля, работавших на два гребных винта, другие современные механизмы и системы. Возрождение барка шло под надзором знатока парусного флота - капитана И. В. Власова. Он же в 1961 году стал первым капитаном "Крузенштерна".
   Около пяти лет судно служило своего рода плавучей базой для ученых, занимавшихся исследованиями по программам Академии наук. В 1966 году барк передали Министерству рыбного хозяйства СССР для подготовки курсантов. "Каждый из 200 новичков должен поверить в себя, почувствовать себя моряком, получить какие-то навыки, которые потом облегчат ему глубокое освоение своей специальности, - писал И. Г. Шнейдер, командовавший "Крузенштерном" в 1973 - 1077 годах, - Существует пословица: рыбак - трижды моряк! А настоящий моряк рождается в море..."
   Через два года "Крузенштерн" вновь прошел ремонт, в ходе которого ют удлинили, соединив с центральной надстройкой. Тогда же родилась идея заменить льняные паруса дакроновыми, но моряки отказались от подобной "модернизации". Традиционные паруса надежнее. С ними барк, содержавшийся немногочисленной командой и курсантами в отличном состоянии, не раз подтверждал репутацию скорохода, развивая до 15 узлов. И это не предел, но специалисты Минрыбхоза считали, что учебному судну не нужны рекордные переходы, да не следовало сбрасывать со счетов и почтенный возраст барка.
   Но именно гонки принесли "Крузенштерну" мировую известность. В 1974 году и черноморский барк "Товарищ" ... впервые участвовали в "Операции Парус". Так называются парады - смотры, устраиваемые раз в два года международным Союзом учебных парусников.
   14 июля на рейде Копенгагена выстроилось 52 судна под флагами 11 стран. Ровно в 16 часов парусники начали поднимать паруса и, поймав семибалльный ветер, легли на курс к польскому порту Гдыня. Огромный "Крузенштерн" в Гдыню пришел четвертым, зато курсанты взяли реванш, победив соперников в спортивных соревнованиях. И "Крузенштерн" возглавил парад  парусников в честь 30-летия народной Польши.
   Через несколько дней международная флотилия  во главе с "Крузенштерном" посетила Англию. Курсанты осмотрели линкор Г. Нельсона "Виктори", клипер "Катти Сарк", британские учебные суда. На "Операциях Парус" принято обмениваться представителями команд, и перед переходом во французский порт Сан-Мало "Крузенштерн" принял 20 английских, голландских и французских курсантов. А желающих попасть на советский барк было более 200.
   Во всех портах "наибольший интерес и внимание вызывал учебный барк "Крузенштерн", - вспоминал капитан дальнего плавания Г. Костецкий. - Задолго до начала осмотра у его трапа выстраивалась очередь, и, несмотря на ненастную погоду, порой под дождем, люди терпеливо стояли в ожидании посещения... Иные приходили целыми семьями и делегациями, прибывшими из других городов".
   Из Франции барк ушел на Кубу. В Ригу, свой порт приписки, он вернулся с наградами "Операции Парус" - судовым колоколом, отлитым из меди, поднятой польскими водолазами со средневекового судна, и почетным призом - серебряной медалью знаменитого клипера "Катти Сарк".
   Участвовал "Крузенштерн" и в "Операции Парус-76", побывав по ту сторону Атлантики. За 106 суток барк прошел 7417 миль под парусами и 6348 миль под машиной, причем, как отмечал капитан И. Шнейдер, "86,1% времени, отведенного на практику смене курсантов, судно находилось в море". Команда "Крузенштерна" продемонстрировала отличное мастерство при проходе иностранных судов на параде в Нью-Йорке. Советский флаг был достойно представлен  в американских водах.
   В юбилейном для себя 1986 году "Крузенштерн" посетил порты Англии, ФРГ, Швеции.
   Три месяца назад [примечание: статья опубликована в журнале ТМ 3/1987] "Крузенштерн" вышел из Таллина в очередной рейс. Барк пересек Балтийское и Северное моря и направился в Атлантику.
   Здесь, в открытом океане, курсанты училищ Министерства рыбного хозяйства СССР получат практическую подготовку, пройдут закалку на палубе последнего винджаммера. Потом судно вернется на Родину.
   Недолгая стоянка в порту, на борт "Крузенштерна" поднимется  новая смена будущих судоводителей, и барк отправится туда, где "ветра свист и даль морская...".



Виктор Сергеев, инженер-судоводитель.
(Журнал "Техника - молодежи" 1987)



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

Писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк - "певец Урала" (1852 - 1912)

   В поселке Висимо-Шайтанского завода, входившего в Нижнетагильский заводской округ, родился писатель-реалист Д. Н. Мамин (1852 - 1912), писавший под псевдонимом Д. Сибиряк.     Мамин-Сибиряк любил Урал, хорошо знал его. В его наследии очерки и рассказы, посвященные платиновым приискам Висима, золотым приискам Невьянска, Березовска, заводским делам Тагила, Кушвы, камнерезному искусству мраморских горщиков, чусовским сплавщикам. Ему принадлежат также статьи об историческом прошлом Урала, в которых наряду с научными данными писатель использует историческую память народа.    В его "Уральских рассказах" и романах "Приваловские миллионы", "Горное гнездо", "Три конца", "Золото", "Хлеб" читатели открывали для себя Урал со своеобразием жизненных типажей, порождаемых особенностями быта горных заводов, золотых приисков, хлебного Приуралья. Главной темой социальных романов Мамина-Сибиряка было развитие капиталистических отнош

Константин Ваншенкин. МАЛЬЧИШКА

Инне Он был грозою нашего района, Мальчишка из соседнего двора, И на него с опаской, но влюблено Окрестная смотрела детвора. Александр Айвазов - Лилии Она к нему пристрастие имела, Поскольку он командовал везде, А плоский камень так бросал умело, Что тот, как мячик, прыгал по воде. В дождливую и ясную погоду Он шел к пруду, бесстрашный, как всегда, И посторонним не было прохода, Едва он появлялся у пруда. В сопровожденье преданных матросов, Коварный, как пиратский адмирал, Мальчишек бил, девчат таскал за косы И чистые тетрадки отбирал. В густом саду устраивал засады, Играя там с ребятами в войну. И как-то раз увидел он из сада Девчонку незнакомую одну. Забор вкруг сада был довольно ветхий - Любой мальчишка в дырки проходил,- Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки И девочке дорогу преградил. Она пред ним в нарядном платье белом Стояла на весеннем ветерке С коричневым клеенчатым портфелем И маленькой чернильницей в руке. Сейчас мелькнут разбросанные книжки - Не зря ж его боятся, ка

Развитие экслибрисного жанра.

   Экслибрис занял в советской графике заметное место. Как самостоятельное произведение графического искусства он все чаще появляется на больших художественных выставках... Советская общественность знакомилась с достижениями как советских, так и зарубежных мастеров книжного знака...    Работы советских графиков - экслибрисистов  стали все чаще появляться на зарубежных выставках  в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР и других странах. Экслибрис оказался средством интернационального культурного общения художников, искусствоведов и зрителей, стал одним из элементов творческих связей советских и зарубежных графиков. Роль экслибриса в развитии этих связей станет особенно ясной, если принять во внимание, что в книжных знаках Е.Голяковского, А.Калашникова, Н.Калиты, К.Козловского и других можно отметить оригинальное творческое осмысление образов и символики зарубежной, чаще всего польской, чешской, словацкой или болгарской истории и действительности. Иные из них являются даже репликами на твор

Русские пословицы и поговорки о временах года

Худ. Ю. Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Я нварь - году начало, зиме середка. Холоден и студен первенец года. Январь - коренной месяц - царь морозов, корень зимы, ее государь. Январь - вершина зимы и ее макушка. Январь - весне дедушка. Январь гонит стужу за семь верст. Январь все праздники увел. Январь на пороге - прибыло дня на куриный шаг. Ф евраль вьюговей - месяц лютый, спрашивает: как обуты? Февраль - дедушка апреля. Вьюги да метели под февраль налетели. Прольет мороз маслица на дороги - пора зиме убирать ноги. Кончается февраль-недотрога - семена ближе к порогу, скоро сев. Худ. И. И. Ендогуров. Начало весны. М арт морозом на нос садится. В марте с крыш капает, а за нос мороз еще крепко цапает. В марте сверху печет, снизу студит. С марта весна открывается. Март-марток велит надевать двое порток. Март грачей пригнал. В марте мороз скрипуч, да не жгуч. Март - месяц воробьиных дуэлей, синичкиных песен. Худ. П. А. Брюллов. Весна. А прель зиму в мо

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадет