К основному контенту

Владимир Иванов. Самая дорогая роль

(продолжение)
        Глава 17.
        Я не переставал удивляться поразительной трудоспособности Герасимова. Он был занят на съемках с раннего утра и до поздней ночи. Помимо этого он успевал проводить репетиции с актерами, просмотреть отснятый материал на экране, выбрать натуру для съемки, сделать раскадровку на следующий день и т.д. Ему приходилось работать чуть ли не круглосуточно.


На фото: кинорежиссер С.А.Герасимов с учениками. 
1959   год.  
  
        Каждая встреча с ним доставляла творческое наслаждение. Человек огромной эрудиции, умный психолог, он без труда угадывал мое настроение, давал полезные советы и указания, очень тонко обращал внимание на определенные приемы актерского мастерства. Он никогда не навязывал своих интонаций, но, прежде чем мне надлежало войти в кадр, каждый раз подходил, подбадривал, вдохновлял.
       Сергей Аполлинариевич постоянно приглашал меня и других актеров на просмотр готового отснятого материала. Надо сказать, что многие кинорежиссеры не считают нужным показывать готовый материал актерам, опасаясь, что начнутся ненужные обсуждения, расхождения во мнениях и пустые разговоры. Сергей Аполлинариевич этого не боялся.
       Он также за несколько дней всякий раз предупреждал меня, когда начнутся съемки той или иной сцены, в которой я занят. Такое внимание заставляло быть более ответственным в работе. А творческая инициатива нередко возникает именно от ответственности за роль.
       Все сцены, снятые на природе, или, как говорят работники кино, "на натуре", как и сцены, отснятые в павильонах, Герасимов снимал синхронно. Впоследствии нам не приходилось их озвучивать на тонстудии. Это позволило сохранить в фильме естественность актерских интонаций, хотя немало доставило хлопот звукооператору фильма Писареву: во время съемок в кадр нередко врывались ненужные посторонние шумы.
      Рассказать о съемках каждого эпизода, каждого кадра в отдельности невозможно, да и не нужно.
      Но мне особенно памятны съемки последней сцены,  сцены "казни", кульминационного момента роли. Сцена эта была отрепетирована в театре, и все же  в разговорах с Герасимовым мы часто обращались к ней.
      Однажды я попросил Сергея Аполлинариевича:
      - Сергей Аполлинариевич, вы обязательно предупредите меня дней за десять до того, как мы будем снимать сцену "казни".
      - Почему именно дней за десять?
      - Я хочу объявить себе голодовку.
      - Это тебе не помешает?
      - Нет. Наоборот - поможет.
      - По всей вероятности, ты задумал правильно. В общем, это твое дело... Я дам тебе перед этой сценой несколько дней отдыха, чтобы ты смог все обдумать и сосредоточиться.
      О схемках этой сцены я был действительно предупрежден примерно дней за десять. И хотя ждал этого сообщения, оно показалось мне неожиданным и даже страшным. В душу вселилась паника. Меня стали терзать сомнения. Одно дело играть роль в театре, где на тебя смотрят несколько сот людей, другое дело в кино, где на тебя будут смотреть миллионы зрителей! "Главное, чтобы хватило силы воли, - думал я. - Пора объявить себе голодовку!"
      Я решил ничего не есть за четверо суток до съемок в этой сцене. Так и поступил. Четверо суток разрешал себе пить только воду и сохранял одиночество. Нужно было без остатка отождествиться с тюремной атмосферой. Заставлял себя подолгу сидеть в сыром подвале или в темном чулане. Трудно передать все, что пережил я за это время. Наконец, настал срок! Мне казалось, что я достаточно хорошо подготовился к съемке.
     Но в ту ночь, когда мы должны были снимать, вдруг неожиданно образовалась непогодь. Пошел мокрый снег. Он стал залетать в объектив. Снимать стало совершенно невозможно. По этой причине съемки перенесли еще... на двое суток.
     Тогда я разрешил себе есть сахар. Конечно, в скромных дозах - не более двух кусочков в день.
     К тому времени, когда состоялась съемка этой ответственной сцены, мое физическое состояние было тяжелым. Я еле стоял на ногах. Пошатывались зубы. Кровь сочилась не только из разбухших десен, но даже из-под ногтей. Но все это я считал нормальным для исполнения роли.
     Вечером на "базе", которая находилась в помещении бывшего ремесленного училища, костюмеры одели нас в рваную одежду. Гримеры загримировали.
     И вот все мы, исполнители ролей молодогвардейцев, едем в открытых грузовиках по темной непроглядной дороге. Грузовики качаются и подпрыгивают на ухабах. Мы едем по безлюдной степи. В небе появились первые звезды. Нас везут за город, к шурфу шахты №5, где погибли молодогвардейцы. В кузовах, у кабин, стоят в фашистских мундирах статисты с немецкими автоматами наперевес. Чтобы не упасть, мы прижимаемся друг к другу, крепко держимся за руки. Мне и впрямь кажется, что нас везут на казнь. Все молчат. По дороге Сергей Гурзо, наклонившись, тихо спрашивает меня:
     - Как ты себя чувствуешь?
     - Мне страшно.
     - Мне тоже, - признается он.
     Неожиданно с неба посыпалась снежная крупа. Стало немного холоднее. Но снег быстро прекратился. И тогда опять заговорил Сергей Гурзо:
     - Небо за нас.
     - Чего? - не понял я.
     - Я, говорю, небо за нас... Молодогвардейцев казнили зимой, когда снег был. И сейчас снег идет. Это к добру.
     Наконец нас привезли на съемочную площадку, к месту события, к шурфу шахты №5, где погибли бесстрашные герои.



      Босые, полураздетые, мы ступаем на холодную землю. Дует ледяной ветер. Темноту рассекают лучи прожекторов. Откуда-то слышится собачий лай. На терриконах неподвижно стоят исполнители ролей гитлеровских солдат. В руках они держат крупнокалиберные пулеметы, винтовки и автоматы. Их безмолвное присутствие усиливает общее впечатление.
     Я оглядываюсь в темноту и замечаю, что вокруг съемочной площадки собралась огромная толпа народа. Это - жители Краснодона. Шурф шахты №5 находится далеко от города. Однако многие из них пришли на съемку - расстояние их не смутило.
     Едва краснодонцы увидели, как мы вылезаем из грузовиков, как тут же послышался плач, а затем и истошные крики.
     Съемку нельзя было начинать. Снимать синхронно было нельзя.
     Пришлось съемочную площадку на большом расстоянии оцепить подразделениями солдат, которые участвовали в съемках.
     Плач краснодонцев растеребил мои нервы. Горло начали душить спазмы. Одеревеневшее тело не слушалось.
     Герасимов тоже нервничал. Он почему-то часто подходил, поправлял мне на голове волосы, но не говорил ни слова.
     Лишь много позже, когда было сделано оцепление и операторская группа подготовилась к съемкам, когда были зажжены прожекторы и пора было давать команду начинать, он подошел, заглянул мне в глаза и, сдерживая слезы, покусывая бледные дрожавшие губы, прошептал:
    - Давай!
    Через фильмофонограф включили запись музыки. Съемка сцены началась.
    Я находился в состоянии нервной экзальтации. Состояние актера в момент его эмоционального напряжения не поддается описанию... Музыка прекратилась.
    Я проговорил финальный монолог. Меня сбросили в шурф. Я больно ударился головой о край каменистой породы и едва не потерял сознание.
    После этого в шурф сбрасывали других актеров, исполнителей ролей молодогвардейцев. Все они выкрикивали свои последние монологи.
    При монтаже материала последние кадры по решению Герасимова не вошли в фильм...
    Умолкла музыка. Съемки сцены закончились. Меня и других исполнителей ролей вытащили из шурфа. Сильно кружилась голова, но сквозь звон в ушах я услышал взволнованный диалог между Герасимовым и Рапопортом.
    Герасимов:
    - Ну как, Владимир Абрамович, будем снимать второй раз? У меня все было хорошо. Артисты играли отлично. Я могу больше не снимать.
    Рапопорт:
    - У меня тоже все было хорошо. У Кошевого так светился глаз, он с такой ненавистью смотрел в объектив, что я едва не бросил аппарат. Резкость на протяжении всей панорамы была хорошая. Можно больше не снимать.
    Герасимов:
    - Я тоже так думаю. Надо только доснять Кошевого крупным планом. Остальных актеров можно отпустить.
    Последовала команда об окончании съемки...
    Но товарищи, которые освободились, не уходили со съемочной площадки.
    Крупный план тоже был снят с одного дубля, очень быстро.
    Такое в кинематографе встречается чрезвычайно редко.
    (продолжение следует)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

Писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк - "певец Урала" (1852 - 1912)

   В поселке Висимо-Шайтанского завода, входившего в Нижнетагильский заводской округ, родился писатель-реалист Д. Н. Мамин (1852 - 1912), писавший под псевдонимом Д. Сибиряк.     Мамин-Сибиряк любил Урал, хорошо знал его. В его наследии очерки и рассказы, посвященные платиновым приискам Висима, золотым приискам Невьянска, Березовска, заводским делам Тагила, Кушвы, камнерезному искусству мраморских горщиков, чусовским сплавщикам. Ему принадлежат также статьи об историческом прошлом Урала, в которых наряду с научными данными писатель использует историческую память народа.    В его "Уральских рассказах" и романах "Приваловские миллионы", "Горное гнездо", "Три конца", "Золото", "Хлеб" читатели открывали для себя Урал со своеобразием жизненных типажей, порождаемых особенностями быта горных заводов, золотых приисков, хлебного Приуралья. Главной темой социальных романов Мамина-Сибиряка было развитие капиталистических отнош

Константин Ваншенкин. МАЛЬЧИШКА

Инне Он был грозою нашего района, Мальчишка из соседнего двора, И на него с опаской, но влюблено Окрестная смотрела детвора. Александр Айвазов - Лилии Она к нему пристрастие имела, Поскольку он командовал везде, А плоский камень так бросал умело, Что тот, как мячик, прыгал по воде. В дождливую и ясную погоду Он шел к пруду, бесстрашный, как всегда, И посторонним не было прохода, Едва он появлялся у пруда. В сопровожденье преданных матросов, Коварный, как пиратский адмирал, Мальчишек бил, девчат таскал за косы И чистые тетрадки отбирал. В густом саду устраивал засады, Играя там с ребятами в войну. И как-то раз увидел он из сада Девчонку незнакомую одну. Забор вкруг сада был довольно ветхий - Любой мальчишка в дырки проходил,- Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки И девочке дорогу преградил. Она пред ним в нарядном платье белом Стояла на весеннем ветерке С коричневым клеенчатым портфелем И маленькой чернильницей в руке. Сейчас мелькнут разбросанные книжки - Не зря ж его боятся, ка

Умный йод Флоренского

     История графа Монте-Кристо, получившего от узника Замка Иф французского аббата Фария несметное богатство, известна всем. Но мало кто знает, что эта полная благородства и тайн сказка писателя Александра Дюма сто лет спустя повторилась в реальности. Но уже не во Франции, а в Советском Союзе, в 30-е годы, на Соловецких островах.     Узник Соловецких лагерей русский священник Павел Флоренский также бескорыстно оставил людям несметные богатства своих идей, изобретений и открытий. Цену его последнего открытия – формулы универсального лекарства для остроты ума и борьбы с причинами многих тяжелых болезней – ученые поняли лишь сейчас. Когда чернобыльская беда оборвала жизнь многих тысяч людей, когда десятки тысяч стали инвалидами, а жизнь в больших мегаполисах из-за скверной экологии стала невыносимой.      Это открытие связано с одним из самых загадочных   на Земле веществ – йодом. Тем самым 53-м элементом таблицы Менделеева, от недостатка которого люди становятся слабоумными… Дети рож

Развитие экслибрисного жанра.

   Экслибрис занял в советской графике заметное место. Как самостоятельное произведение графического искусства он все чаще появляется на больших художественных выставках... Советская общественность знакомилась с достижениями как советских, так и зарубежных мастеров книжного знака...    Работы советских графиков - экслибрисистов  стали все чаще появляться на зарубежных выставках  в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР и других странах. Экслибрис оказался средством интернационального культурного общения художников, искусствоведов и зрителей, стал одним из элементов творческих связей советских и зарубежных графиков. Роль экслибриса в развитии этих связей станет особенно ясной, если принять во внимание, что в книжных знаках Е.Голяковского, А.Калашникова, Н.Калиты, К.Козловского и других можно отметить оригинальное творческое осмысление образов и символики зарубежной, чаще всего польской, чешской, словацкой или болгарской истории и действительности. Иные из них являются даже репликами на твор

Русские пословицы и поговорки о временах года

Худ. Ю. Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Я нварь - году начало, зиме середка. Холоден и студен первенец года. Январь - коренной месяц - царь морозов, корень зимы, ее государь. Январь - вершина зимы и ее макушка. Январь - весне дедушка. Январь гонит стужу за семь верст. Январь все праздники увел. Январь на пороге - прибыло дня на куриный шаг. Ф евраль вьюговей - месяц лютый, спрашивает: как обуты? Февраль - дедушка апреля. Вьюги да метели под февраль налетели. Прольет мороз маслица на дороги - пора зиме убирать ноги. Кончается февраль-недотрога - семена ближе к порогу, скоро сев. Худ. И. И. Ендогуров. Начало весны. М арт морозом на нос садится. В марте с крыш капает, а за нос мороз еще крепко цапает. В марте сверху печет, снизу студит. С марта весна открывается. Март-марток велит надевать двое порток. Март грачей пригнал. В марте мороз скрипуч, да не жгуч. Март - месяц воробьиных дуэлей, синичкиных песен. Худ. П. А. Брюллов. Весна. А прель зиму в мо