К основному контенту

Первое экспедиционное судно "Персей"

 

    "Москва, Калинину... Плавучий морской институт в Архангельске сегодня, в день пятой годовщины Октябрьской революции, закончил постройку и оборудование научного судна "Персей" - одного из лучших судов такого назначения в мировом масштабе. Это большая победа на фронте науки". Такое сообщение ушло в Москву 7 ноября 1922 года. 


    Родилось первое советское судно науки. А началась его история в 1916 году. Архангельский предприниматель Е.Могучий заказал двухмачтовую зверобойную шхуну "Персей". Образцом послужил "Фрам" - судно норвежского полярного исследователя Ф.Нансена. При сжатии льды не разрушали его корпус, в выжимали наверх.
   К 1919 году "Персей" спустили на воду, но не достроили. Помешала гражданская война.
   ...10 марта 1921 года председатель Совнаркома В.И.Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно-исследовательского института (Плавморнина) для "всестороннего и планомерного исследования северных морей, их островов, побережий, имеющих в настоящее время государственно важное назначение".
   В том же году сотрудники Плавморнина отправились в экспедицию, зафрахтовав ледокольный пароход "Малыгин". Научную программу пришлось совместить с перевозкой грузов, что ученых мало устраивало. Поэтому один из руководителей института, профессор И.Месяцев, предложил обзавестись своим судном. И подыскал его. В начале 1922 года "Персея" передали Плавморнину, поставили в док. Архангельские инженеры В.Цапенко и А.Воронин составили с учетом пожеланий ученых проект его перестройки в исследовательское судно, корабелы объявили работу ударной. Их поддержали губком РКП(б) и губисполком, командование РККФ.
   По ватерлинии уложили сосновый ледовый пояс. Изнутри борт, толщина которого достигла 400 мм (в десять раз больше, чем обычно), усилили ледовыми креплениями, форштевень оковали железными шинами.
   Нехватка средств и материалов (не забывайте, шел 1922 год!) заставила строителей оснащать "Персей" деталями с отслуживших кораблей расформированной флотилии Северного Ледовитого океана. Паровую машину тройного расширения сняли с затонувшего в реке буксира "Могучий", названного так бывшим судовладельцем, с яхты "Горислава" взяли иллюминаторы, со списанного миноносца - паровую рулевую машинку, с поставленного на прикол устаревшего линкора "Чесма" - часть электрооборудования, военные моряки передали ученым новую искровую радиостанцию. Научные приборы  архангельские рабочие изготовили по рисункам в специальной литературе. И что же? К примеру, батометры (приборы для забора проб воды с разных глубин) прослужили по десятку лет и больше, хотя сработали их отнюдь не специалисты.
   В носовой надстройке разместили пять лабораторий и справочную библиотеку, а сверху, на спардеке, - метеостанцию. В кормовой надстройке разместили еще две лаборатории, радиорубку, кают-компанию, баню и каюты судоводителей. Над надстройкой была штурманская и рулевая рубка, увенчанная компасной площадкой. На верхней палубе установили паровую траловую лебедку, были лебедки и на корме - с их помощью опускали приборы.
   Оставили две мачты с гафельным вооружением и грузовыми стрелами. На фок-мачте устроили "воронье гнездо" (наблюдательный пост). На ней же, когда летом 1923 года "Персей" отправился в первое экспедиционное плавание, подняли флаг Плавморнина - синее полотнище с семью звездами, символизирующими северное полушарие. Его рисунок предложил участник первой экспедиции В.Голицин, впоследствии известный художник. Когда Плавморнин преобразовали в Государственный океанографический институт, звездный флаг "Персея" подняли все его суда.
   Из первого плавания "Персей" вернулся с уникальными сведениями о Баренцевом море - температуре, солености, химическом составе воды, глубинах, грунтах, обитателях. С тех пор судно регулярно, ежегодно работало в этой акватории.
   В 1925 году оно доставило на Шпицберген геологов компании "Русский Грумант". Выполняя задание, они нашли... заявочный столб, поставленный еще в 1912 году экспедицией В.Русанова. После того как плавучий институт провел океанографические исследования в малоизученной юго-западной части Карского моря, на морских картах появилось обозначение "банка Персей". В 1928 году "Персей" обеспечивал радиосвязью поход советских судов на спасение итальянских воздухоплавателей - их дирижабль "Италия" потерпел катастрофу, когда возвращался из полета к Северному полюсу. В 1932 году "Персей" и экспедиционное судно "Николай Книпович" работали по программе Второго международного полярного года, изучая район мыс Нордкап - остров Медвежий - мыс Южный (Шпицберген). Эти же суда впервые в СССР провели систематическую гидрологическую съемку Баренцева моря южнее 75-й параллели.
   Мы напомнили лишь о некоторых нетипичных для "Персея" походах. Обычно же он действовал в четырехугольнике, образованном Мурманском, Шпицбергеном, Землей Франца-Иосифа и Новой Землей. В плавания выходили летом, когда в Баренцевом море светло и относительно спокойно. Относительно...
   Участник постройки и первых плаваний "Персея" видный океанограф В.Васнецов вспоминал: "Волна за волной выкатывалась из-под кормы, пенящийся гребень вздымался вровень с палубой, а то и забегал на нее. С вершины волны корма падала в ложбину  с такой стремительностью, что даже у привычного человека дух захватывало. Но сделать станцию (комплекс исследований) в одиннадцатибалльный шторм доставляло какое-то удовольствие, должно быть, потому, что ощущалась борьба со стихией и победа над ней".
   В таких условиях трудились и рядовые участники экспедиций, и крупные ученые - академики Л.Зенкевич, Л.Шулайкин, профессора В.Богоров, Н.Зубов, В.Обручев, И.Месяцев и курсанты мореходных училищ. Для них короткий поход на "Персее" приравнивался к длительной практике на учебном паруснике! Школа была отличной, и не только сугубо морская: на "Персее" все, кто был на борту, работали с парусами, проводили исследования, грузили уголь, чинили повреждения после штормов и встреч со льдами. "Такая взаимопомощь была очень полезна, объединяла команду и экспедиционный состав", - отмечал В.Васнецов.
   К лету 1941 года на счету первого советского экспедиционного судна было 84 похода ("Персей" пробыл в открытом море 6 лет), выполнил 5524 океанографические станции. Ученые собрали богатейший материал по Баренцеву морю, создали методики рыбопоисковых исследований и составления метеопрогнозов.
   В начале Великой Отечественной войны "Персей", как и другие промысловые и научные суда, мобилизовали. Его переоборудовали  в сторожевой корабль. 27 августа 1941 года он патрулировал у входа в Кольский залив. В тот день его командир получил приказ идти в Эйна-губу принять семьи пограничников и доставить в Мурманск. Корабль стоял у причала, когда появились вражеские бомбардировщики. Уклониться от атак маневрированием он не мог...
   ...До 1944 года защитники Заполярья использовали корпус "Персея" как причал, к которому швартовались суда, доставлявшие подкрепления и военные грузы. Там, в Эйна-губе, он покоится и по сей день. А вахту под звездным флагом ныне продолжает уже "Персей-III".

Экспедиционное судно "Персей"

Водоизмещение,т                                   551
Число лабораторий                                    7
Мощность паровой машины, л.с.         360
Площадь парусов, кв.м                          286
Скорость,узлы                                            7
Запас угля, т                                              85
Длина, м                                                41,5
Ширина, м                                                  8
Осадка, м                                                    3
Экипаж   - 24 моряка, 16 научных сотрудников

Коллективный консультант:
Научно-исследовательский Арктический и Антарктический институт



Журнал "Техника - молодежи" 1987
Игорь Боечин
Рис. Михаила Петровского



Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк - "певец Урала" (1852 - 1912)

   В поселке Висимо-Шайтанского завода, входившего в Нижнетагильский заводской округ, родился писатель-реалист Д. Н. Мамин (1852 - 1912), писавший под псевдонимом Д. Сибиряк.     Мамин-Сибиряк любил Урал, хорошо знал его. В его наследии очерки и рассказы, посвященные платиновым приискам Висима, золотым приискам Невьянска, Березовска, заводским делам Тагила, Кушвы, камнерезному искусству мраморских горщиков, чусовским сплавщикам. Ему принадлежат также статьи об историческом прошлом Урала, в которых наряду с научными данными писатель использует историческую память народа.    В его "Уральских рассказах" и романах "Приваловские миллионы", "Горное гнездо", "Три конца", "Золото", "Хлеб" читатели открывали для себя Урал со своеобразием жизненных типажей, порождаемых особенностями быта горных заводов, золотых приисков, хлебного Приуралья. Главной темой социальных романов Мамина-Сибиряка было развитие капиталистических отнош

Иллюстрации художника И. Я. Билибина (1876-1942) к русским народным сказкам

Иллюстрация И. Я. Билибина к сказке "Марья Моревна" Художник проиллюстрировал «Сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» и другие. Иван Яковлевич Билибин  (1876-1942) родился 16 ав­густа 1876 года недалеко от Петербурга. В 1899 году на выставке московских худож­ников в Петербурге Иван Билибин увидел картину В. М. Васнецова «Богатыри».  По­томок знатного рода, воспитанный в среде, далекой от увлечений национальным прошлым, Билибин неожиданно проявил интерес к русской старине, к народному искусству. Художник отправился в деревню Егны Тверской губер­нии, чтобы окунуться в атмосферу дремучих лесов, про­зрачных рек и деревянных избушек, почувствовать пре­лесть народной сказки и песни. Все, что Билибин заметил там, он отразил в своих иллюстрациях: уютную неуклю­жесть крестьянских построек, резные наличники, замыс­ловатые узоры, которыми отличались вышитые скатерти и полотенца, расписная дере

Четвероногие телепаты в экспериментах Бехтерева

   Среди научных трудов академика Владимира Михайловича Бехтерева есть  такие, о которых в советское время говорить было не принято. Например, об исследованиях телепатии. Бехтерев проводил эти исследования, как всегда, основательно и оригинально. НЕ ОБМАН И НЕ ФОКУС    Загадками передачи мысли на расстояние Владимир  Михайлович заинтересовался  в самом начале прошлого века. Летом 1904 года в восьмом номере журнала "Обозрение психиатрии" появилась его небольшая статься под названием "Мысленное внушение или фокус?"  В ней, в частности, речь шла о необычных опытах врача Н. Г. Котика с 14-летней девочкой Софьей Штаркер, выступавшей со своим отцом в одесском балагане.      Зрители подавали отцу Софьи разные мелкие предметы, а она, сидя вдали с завязанными глазами, отгадывала, какой предмет был дан. Обычно в подобных номерах подсказкой служит условный шифр, скрытый в вопросах или интонациях голоса. Но отец Софьи Штаркер не обращался к ней ни с какими вопросам

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

Кадр из художественного фильма "Верные друзья"

Рекламный листок. Изд."Рекламфильм", Москва. Тип."Известий". 1954 г. Кадр из худ. фильма "Верные друзья"

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадет